Дежан, Жан Франсуа Эме
- 1 year ago
- 0
- 0
Жан Инья́с Изидо́р Гранви́ль (настоящая фамилия Жерар , фр. Jean Ignace Isidore Gérard , по прозвищу Grandville ; 13 сентября 1803 , Нанси , — 17 марта 1847 , Ванв, О-де-Сен ) — французский художник, рисовальщик-иллюстратор.
Из семьи художников и актёров: Гранвиль — сценическое имя его предков. Его отец, художник-миниатюрист, был первым его учителем. Приехав в Париж на двадцатом году жизни, без всяких средств, Гранвиль стал работать для сатирических журналов. Прочную известность он приобрёл с 1828 года , когда появились его «Метаморфозы» — типы известных в Париже деятелей, изображённых в виде различных животных; художник сумел благодаря своей наблюдательности схватить самые странные и поразительные черты сходства между этими деятелями и представителями животного мира. После революции 1830 года при сравнительно большой свободе печати Гранвиль почти исключительно посвятил себя политической карикатуре; ежедневно в «Caricature» и в « Charivari » появлялись его рисунки, в которых он вышучивал представителей июльской монархии . Лучшие карикатуры этой эпохи — «Mât de cocagne», «Convoi de la liberté» и «Basse-cour».
Сентябрьские законы несколько стеснили свободу Гранвиля; тем не менее, он продолжал работать в том же направлении и издал альбом, в котором шляпы, зонтики и воротники играли, так сказать, первостепенную роль; тот или другой политический деятель узнавал себя в тросточке или в зонтике. К этим лёгким эскизам необходимо присоединить рисунки, помещённые в «Magazin pittoresque», в особенности «Физиономия кота» и «Головы людей и животных».
После смерти жены и детей Гранвиль лишился рассудка и умер в доме умалишённых.
После Гаварни и Домье Гранвиль занимает первое место в истории французской карикатуры; существенным свойством его таланта была богатая фантазия, укрепляемая и поддерживаемая тонкою наблюдательностью и едким юмором. Пользуясь этими свойствами своего таланта, Гранвиль в своих рисунках воспроизвёл историю всех смешных сторон и странностей своего времени. Но пристрастие придавать физиономию и пороки человека сначала животным и растениям, а впоследствии и всякого рода неодушевлённым предметам под конец жизни Гранвиля сделалось столь велико, что некоторые его рисунки непонятны. Несмотря на то, он — истинный мыслитель, и вовсе не желал смешить, придавая людям облик различных животных, он был уверен, что в первых встречаются те же самые низкие пороки и инстинкты, что и во вторых. [ источник не указан 2480 дней ]
Гранвиль иллюстрировал большое количество произведений; между ними особенною известностью пользуются «Басни Лафонтена», « Робинзон Крузо », «Лабрюйер», « Дон Кихот », « Путешествия Гулливера », «Басни Флориана», «Песни Беранже », «Жером Патюро» , «Одушевлённые цветы» и некоторые другие.
Жана Гранвиль внёс значительный вклад в иконологию фантастики . Его творчество притягивало Бодлера . Благодаря таким гравюрам, как «Преступление и наказание», его считают ближайшим предшественником сюрреализма , его ценил Макс Эрнст . Группа Queen и художник, разрабатывавший дизайн обложки альбома Innuendo (1991), как и визуализации синглов этого альбома, в качестве образной основы использовали раскрашенную гравюру Гранвиля «Жонглирующий вселенными» (1844).