Interested Article - Гильберт Порретанский

Гильбе́рт Порретанский, Жильбе́рт из Пуатье́ ( лат. Gilbertus Porretanus , фр. Gilbert de la Porré ; 1085 /1090, Пуатье 1154 , Пуатье ) — французский философ ( схоласт ) и богослов. Епископ Пуатье (1142—1154).

Жизнь

Учился в Пуатье, в Париже — у Гильома де Шампо, в Шартре — у Бернара , в Лаоне — у Ансельма и его брата Рауля. Преподавал в Шартре и . Будучи сторонником умеренного реализма , на Санском соборе ( 1140 ) критиковал концептуализм Абеляра в качестве официального обвинителя. Позднее, уже в сане епископа Пуатье , выступил с толкованием догмата о Троице , чем навлёк на себя обвинение в ереси. Его противники, к числу которых принадлежал и влиятельный св. Бернар Клервоский , приписывали ему введение четвёртого Лица Троицы (утверждение Четверицы). Гильберт, однако, сумел доказать ошибочность обвинений, не был осужден и сохранил звание епископа до самой смерти.

Последователями Гильберта были порретане ( порретанцы , лат. porretani ) — группа схоластиков-реалистов.

Сочинения

  • Подлинные
    • Комментарии к «Малым теологическим трактатам» ( лат. Opuscula sacra ) Боэция .
      • Комментарий к «О Троице» ( лат. De trinilate )
      • Комментарий к «О субстанциях» ( лат. De bonorum hebdomade )
      • Комментарий к «О седьмицах благ»
      • Комментарий к «Против Евтихия и Нестория»
  • Подложное
    • книга «О шести началах» ( лат. De sex principiis ) или «Книга шести начал» ( лат. Liber sex principiorum ). В ней подробно разбираются последние шесть категорий из аристотелевского списка, и т.о. она дополняет «Категории».

Учение

Гильберт Порретанский

Гильберт различал субстанцию и субсистенцию , «то, что есть» ( лат. id, quod est ) и «то, благодаря чему оно есть» («то, в силу чего оно есть», лат. id, quo est ), порожденную вещь и её природу. Так например, единичный человек есть человек благодаря своей единичной человечности (видовая субсистенция), животное благодаря своей единичной животности (родовая субсистенция), белое благодаря своей единичной белизне ( акцидентальная субсистенция). Все субсистенции индивида составляют его индивидуальное свойство, благодаря которому он и является индивидом.

Перенос любого имени или системы именования с природной вещи на природу, и тем более, с вещей на Бога пропорциональных поправок (пропорциональный перенос — лат. transumptio proportionata ).

Итак, каждое из Лиц Троицы есть Лицо благодаря своему персональному свойству, и Бог есть Бог благодаря своей сущности (божественности), но Лицо и есть само свойство, а Бог и есть сама божественность. Т.о. обвинения, выдвигавшиеся в адрес Гильберта, действительно были несостоятельны.

Литература

Ссылки

  • Тексты Гильберта
    • На русском языке
      • Комментарий к трактату Боэция «Против Евтихия и Нестория». Глава 1. О природе // (недоступная ссылка с 16-05-2013 [3913 дней] — )
    • На латыни
  • Тексты о Гильберте на русском языке
    • Статья С. С. Неретиной О Гильберте в (недоступная ссылка с 16-05-2013 [3913 дней] — )
    • Глава 2. «Гильберт Порретанский: искусство именования» из книги С. С. Неретиной
Источник —

Same as Гильберт Порретанский