Васильев, Владимир Константинович
- 1 year ago
- 0
- 0
Васи́льев Влади́мир Ти́хонович (род. 28 октября 1941 , Саратов ) — советский и российский кинооператор, специалист в области комбинированных съёмок фильмов, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1995).
Родился в семье военного. Отец служил на тихоокеанском флоте, мать ждала появления сына в Москве. Но в связи с октябрьскими событиями 1941 года предприняла поездку к родственникам в Бутурлиновку ( Воронежской области ). Пока она добиралась, та оказалась под немцами, тогда пришлось двинуться в Саратов , где спустя несколько дней родила Владимира . Устроилась неподалёку в Приволжском , через два месяца выйдя на работу. Отца Владимира — Тихона вскоре перебросили под Сталинград, откуда он смог навестить жену.
Владимир с матерью вернулись к бабушке и деду в Москву в 1945 году . В том же году семья воссоединилась, оказавшись в расположении Советских войск в Румынии, куда направили служить отца. Именно там пяти лет от роду Владимир увидел и навсегда запомнил « Волшебное зерно », « Свинарка и пастух ». Через год вернулся в Москву, где пошёл в школу в окраинном районе Волхонка . По окончании школы проходил военную службу на Черноморском флоте. Заведовал армейским клубом и библиотекой, начал писать стихи .
На « Мосфильме » с 1962 года, поначалу в операторском цеху. В цех комбинированных съёмок перешёл в 1965 году, был ассистентом у , Игоря Фелицына , Бориса Арецкого . С 1970 по 1975 годы обучался во ВГИКе , где застал мастер-классы Сергея Урусевского . Одну из институтских курсовых работ с позволения Андрея Тарковского снимал в декорации « Соляриса ».
В 1974 году на картине «Самый жаркий месяц» подменил заболевшего Бориса Арецкого и поехал в киноэкспедицию в Жданов . С той поры работает в качестве оператора комбинированных съёмок самостоятельно.
В мосфильмовской многотиражке «Советский фильм» в 1986 году опубликована его развёрнутая статья о неблагополучном положении комбинированных съёмок, в которой автор рассмотрел аспекты с разных сторон: арифметику больших цифр в погоне дирекции за показателями полезного метража, отсутствие в подразделении конкретного руководителя, отвечающего как за общее состояние дел, так и за выпуск каждого отдельного комбинированного кадра, отсутствие новой режиссуры уровня Птушко , Александрова , Митты и связанную с этим остановку в техническом развитии . Далее в ней была предложена программа действий, в числе которых:
…постоянное проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ, развитие связей с НИИ различных профилей; регулярные просмотры фильмов, отражающих последние достижения в этой области, подготовку высшего и среднего звена специалистов в учебых заведениях страны.
Из всего этого мы сейчас ничего не имеем, по крайней мере в удовлетворительном состоянии.— Владимир Васильев, «Советский фильм» № 4 1986
С группой авторов «Мосфильма» и НИКФИ имеет патент на изобретение . Преподаёт на Курсах по подготовке специалистов «Мосфильма» .
Автор юмористических рисунков и заметок, на протяжении многих лет публиковавшихся в номерах «Советский фильм» . В начале 2000-х вместе с художниками Оксаной Казаковой и Виталием Клименковым работал над диорамами для музейной экспозиции на «Мосфильме» .
Член Союза кинематографистов России (Москва) .
Семья: женат, имеет сына и дочь.
В первой же своей картине « » (1974) проявил себя нестандартно, сделав динамический кадр с идущими после смены рабочими и общим планом завода вместе с диском заходящего солнца, полученного отражением в стекле зафильтрованного осветительного прибора .
В 1978—1979 годах по настоянию Александра Митты участвовал в создании кульминационных эпизодов по картине « Экипаж », для чего осуществил съёмки по методу блуждающая маска .
С нами работал прекрасный оператор Васильев – мастер комбинированных съёмок. В фильме есть кадры, где у самолёта отваливается хвост во время посадки. Этот кадр Васильев снимал 11 месяцев: накладывал одну экспозицию на другую, и так 14 раз. Это сложнейшая работа, ведь человек полтора года на кадр потратил.
— Александр Митта о создании «Экипажа»
Это были очень важные кадры для всего фильма: заключительный аккорд гигантской симфонии борьбы людей со стихией. Нужно было достичь самой высокой степени достоверности и выразительности. Посадку и аварию снимали при помощи модели перед инфраэкраном. Но как создать единство изображения настоящего аэродрома под дождем с действующей на его фоне моделью самолета? Инфраэкран лишь позволяет дать эти два объекта в одном кадре…
— Мария Богданова, « Смена » №20 1981
Детали и схема съёмки уникального кадра подробно рассматриваются в книге Бориса Плужникова «Искусство комбинированных киносъёмок» .
«Экипаж» вызвал большой резонанс не только у зрителей, на страницах «Советского фильма» операторы старшего поколения Б. Горбачёв с А. Ренковым под рубрикой «В порядке обсуждения» начали полемику о профессии комбинированных съёмок вообще и о планке, которую поставили перед собой В. Васильев с коллегами:
Кадры, снятые этой группой, в большой своей части — крупные планы макета самолёта в полёте — воспринимаются как натуральные. Большим достижением этой группы надо считать кадры, в которых показана посадка самолёта без хвостового оперения на посадочную полосу аэродрома.
Эти кадры, снятые с применением техники комбинированных съёмок, сделаны с большим правдоподобием. Это, безусловно, лучшие кадры второй серии фильма «Экипаж».— Борис Горбачёв , Александр Ренков , «Советский фильм» № 5 1981
Васильев не раз использовал блуждающую маску и в других картинах, в частности «
Человек-невидимка
» в 1984 году.
А в 1995 году он оказался последним, кто использовал большой инфраэкран для съёмки трюковых эпизодов в фильме
Владимира Меньшова
:
…способом многократного экспонирования была снята оригинальная кинокомедия « Ширли-мырли », в которой один актёр исполнял роли четырех братьев-близнецов, причем нередко все они оказывались в одном кадре.
— Дмитрий Масуренков , MediaVision № 3 2011
В «Ширли-мырли», как и в каждом из сложнопостановочных фильмов, где довелось работать, Васильев использовал все имевшиеся на вооружении методы и технологии комбинированных съёмок, чем делится в вышедшей к премьере фильма книге:
К примеру, только в объекте «Рентгенкабинет» для изображения просвеченного насквозь человека были применены такие методы комбинированных съёмок, как блуждающая маска, фронтпроекция , рапидная и мультипликационная съёмка, съёмка макетов, многократное экспонирование с использованием целого ряда промежуточных киноматериалов, масок и контрмасок. В остальных случаях мы старались обходиться без контратипов , получая сразу оригинальное изображение.
Снявшийся в эпизодической роли Ролан Быков в той же книге «„Ширли-мырли“ — кинороман-фарс» написал: «Когда я в первый раз прочитал сценарий этой комедии-фарса, он мне сразу понравился. Только не поверилось, что трюковую часть сценария можно выполнить. А она выполнена, и не хуже, чем у тех же американцев» .
Когда многоопытные мосфильмовцы, после просмотра материала, подходили и спрашивали: «Что это: компьютерная графика?» — просто бальзам мне лили на сердце. Мы вначале тоже думали, что будем использовать компьютерную графику…
— Владимир Меньшов , кинорежиссёр
.
В 2015 году при производстве ремейка « Экипажа » В. Васильев с А. Миттой выступали в качестве консультантов .