Interested Article - Соляризация
- 2020-07-10
- 2
Соляриза́ция (от лат. Solaris — солнечный, sol — солнце; через французское слово solarisation ) — явление желатиносеребряного фотопроцесса , при котором слишком большая экспозиция приводит не к увеличению, а к снижению получаемой в результате проявления оптической плотности . В итоге переэкспонированные участки оказываются на негативе менее плотными, чем окружающие, получившие нормальную экспозицию. На позитиве в этих местах происходит эффект «обращения», когда солнце выглядит, как тёмный диск на светлом небосводе .
Псевдосоляризация , Эффе́кт Сабатье́ — разновидность фотографики , дающая похожий изобразительный эффект, но получаемая засветкой частично проявленной эмульсии . При дальнейшем проявлении неэкспонированные до засветки участки эмульсии становятся чёрными, а вокруг уже проявленных образуется светлый контур ( линии Макки ) за счёт боковой диффузии продуктов окисления проявителя .
Причины явления
Если экспозиция фотоматериала чрезмерна и выходит за пределы линейного участка характеристической кривой , после проявления оптическая плотность изображения становится обратно пропорциональной количеству падавшего на фотоэмульсию света . При этом на участках, где происходит подобный «пересвет», оптическая плотность тем меньше, чем больше экспозиция . Причиной соляризации считают окисление центров скрытого изображения нейтральными атомами свободных галогенидов , образующихся при большой экспозиции на микрокристаллах галогенидов серебра в фотоэмульсии . В практической фотографии эффект может проявляться в виде отображения на готовом позитиве ярких источников света тёмно-серым или чёрным пятном.
Псевдосоляризация
Характер изображения, получающегося в результате соляризации, можно искусственно создать в фотолаборатории. Такая техника, изобретённая в конце XIX века, получила название псевдосоляризации, или эффекта Сабатье . Первым обнаружил обращение частично проявленного изображения при воздействии света американский фотограф Уильям Джексон в 1857 году . Тем не менее открытие приписывается французскому учёному Арману Сабатье . Принципиальная разница между соляризацией и её искусственным аналогом в обиходе не учитывается, и фотографы слово «псевдосоляризация» практически не используют.
Эффект Сабатье может быть получен путём дополнительной экспозиции фотоматериала актиничным светом после первого проявления . При этом уже проявленное металлическое серебро экранирует от засветки лежащие под ним слои светочувствительного галогенида . Во время второго проявления, следующего после засветки, оптическая плотность повышается только на участках, оставшихся непроявленными при первом проявлении, образуя комбинированное изображение со светлым контуром в области средних полутонов. Это объясняется так называемым « пограничным эффектом », вызванным десенсибилизацией соответствующих участков фотоэмульсии диффундировавшими в них продуктами окисления первого проявителя из соседних сильно экспонированных областей . В случае, если экспозиция засветки превышает первоначальную, изображение может получиться обращённым, а равная экспозиция даёт одинаковую плотность в светах и тенях .
Степень выраженности эффекта зависит от времени второго проявления: при слишком большой его длительности изображение исчезает, а эмульсия становится равномерно чёрной без каких-либо контуров . Из-за непредсказуемости процесса, в большинстве случаев производят засветку не исходного негатива , а контратипа , отпечатанного на фототехнической плёнке . При этом изображение представляет собой так называемые «линии Макки», то есть контур, огибающий наиболее контрастные детали сюжета, сочетающийся с полутоновыми фрагментами снимка . В зависимости от использования негатива или позитива контур может быть белым на чёрном фоне или наоборот . Для получения линий Макки выпускалась специальная двухслойная плёнка «Агфаконтур» ( англ. Agfa Contour Film ), одна из эмульсий которой давала позитивное изображение, а другая — негативное. При этом контурное изображение получалось сразу же после первого проявления, не требуя засветки и повторной проявки .
Эффект Сабатье использовался многими
фотохудожниками
: он был излюбленным приёмом
Эдварда Уэстона
и
Ман Рэя
.
Псевдосоляризация также осуществима в лабораторных условиях при изготовлении промежуточного контратипа на
киноплёнке
. Эффект нашёл применение в художественных фильмах: например, в киносказке
Павла Арсенова
«
Король-олень
» — в эпизоде обмена героев телами. Похожий приём реализован на цветной киноплёнке в картинах «
Тени забытых предков
» и «Вечер накануне Ивана Купалы»
. Примером удачного использования также служат кинофильмы «
Круг
», «
Маяковский смеётся
», «
Сыщик
»
.
В современной цифровой фотографии эффект псевдосоляризации легко имитируется в графических редакторах искажением формы кривых полутонов как в монохромном изображении, так и в цветном.
См. также
Примечания
- , с. 40.
- , с. 301.
- , с. 89.
- , с. 130.
- , с. 38.
- Михаил Салаев. . Фотохимия и аналоговая фотография . Искусство кино и фото. Дата обращения: 26 августа 2014. 27 августа 2014 года.
- ↑ , с. 52.
- , с. 284.
- ↑ , с. 54.
- , с. 222.
- , с. 122.
- , с. 53.
- , с. 302.
- , с. 66.
- , с. 101.
- , с. 41.
- Плужников Б. Ф. Искусство комбинированных киносъемок / В. С. Богатова. — Учебное пособие для студентов ВГИК. — М. : Искусство , 1984. — С. 41. — 271 с. — 10 000 экз.
Литература
- Андрей Акимов. № 4 . — С. 100—103 . // «Foto&video» : журнал. — 2007. —
- Г. Вудхед. / А. И. Вейцман. — М. : «Мир», 1978. — С. 52—67. — 184 с. — 20 000 экз.
- Е. А. Иофис. / И. Ю. Шебалин. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — С. . — 447 с.
- Сергей Костромин. Позитивный процесс: цели и средства Советское фото » : журнал. — 1984. — № 8 . — С. 38—40 . — ISSN . // «
- Л. Я. Крауш. Обработка фотографических материалов / Е. А. Иофис . — М. : «Искусство», 1975. — 192 с. — 100 000 экз.
- Куновский Г. Н. Фотографируем без ошибок / Гришанович В. М.. — Мн.,: «Полымя», 1986. — С. 121, 122. — 175 с.
- Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. . — М.,: «Искусство», 1985. — С. —307. — 367 с.
- Б. Ф. Плужников. Приёмы трансформации изображения в операторской работе Техника кино и телевидения » : журнал. — 1969. — № 9 . — С. 40—47 . — ISSN . // «
- В. В. Пуськов. Раздел III. Светочувствительные материалы // Краткий фотографический справочник / И. Кацев. — М. : Госкиноиздат, 1952. — С. 112—170. — 423 с. — 50 000 экз.
- Фомин А. В. Глава IV. Сенситометрия // / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.,: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 75—102. — 256 с. — 50 000 экз.
- Джон Хеджкоу. Фотография. Энциклопедия / М. Ю. Привалова. — М. : «РОСМЭН-ИЗДАТ», 2004. — 264 с. — ISBN 5-8451-0990-6 .
- 2020-07-10
- 2