Объёмная плотность световой энергии
- 1 year ago
- 0
- 0
Светово́й па́спорт ( экспозицио́нный па́спорт ) — специальная программная лента, на которой зафиксированы в необходимой последовательности выбранные условия экспозиции для печати каждого монтажного плана кинофильма . Диафрагменный световой паспорт представляет собой непрозрачную картонную перфорированную ленту с отверстиями круглой формы, предназначенными для управления световым потоком кинокопировального аппарата . Чаще всего используется в классической «оптической» технологии кинопроизводства при печати мастер-позитива с исходного негатива для выравнивания плотности и исправления неизбежных ошибок экспонирования.
Световой паспорт, впервые появившийся в 1912 году, имеет особое значение в кинокопировальных аппаратах промежуточной и эталонной оптической печати на киностудиях , когда печать производится с оригинального негатива, имеющего неизбежные отклонения от стандартной плотности . Чаще всего, паспорт для таких машин представляет собой ленту из гибкого картона, сходную по ширине и форме перфораций со стандартной 35-мм киноплёнкой . Вместо изображения в паспорте пробиваются отверстия круглой формы, выполняющие в объективе копировального аппарата роль апертурной диафрагмы , регулирующей количество печатающего света и, в конечном итоге, экспозицию, получаемую позитивной плёнкой . От диаметра отверстия в световом паспорте зависит номер света , который подбирается светоустановщиком , пробивающим отверстия на паспортной машине . Такой способ регулировки экспозиции позволяет делать это с высокой точностью и печатать выровненный позитив, независимо от сенситометрических характеристик позитивной плёнки, разброс которых компенсируется общей регулировкой освещенности кадрового окна и подбором «осевого светофильтра » для каждой партии киноплёнки.
Для точной установки света и цветокоррекции оптическая технология кинопроизводства предусматривает подготовку четырёх- и десятикадровых вырезок («сайнексов», англ. Cinex Strip ) из негатива каждой отснятой сцены. Фрагменты киноплёнки вырезаются из нерабочих частей сцен или снимаются оператором специально и содержат тестовую нейтрально-серую шкалу . Точная установка света производится при подготовке к печати монтажной фильмокопии , после утверждения смонтированного рабочего позитива , как правило отпечатанного «в одном свету». Номер света определяется пробной печатью вырезки негатива при помощи киносенситометра . При современной цифровой технологии вырезки и печать проб не требуются.
На киностудиях световой паспорт в обязательном порядке прилагается к каждому негативу и заряжается в кинокопировальный аппарат перед печатью с этого негатива . В аппарате паспорт передвигается при помощи паспортного механизма в момент смены сцены, снятой на негативе . Для обозначения смены печатающего света на негативе светоустановщиком делаются специальные боковые просечки («реперы») на границе соседних сцен, которые необходимо отпечатать с разной экспозицией . Просечка служит командой для паспортного механизма, осуществляющего перемещение паспорта в момент закрытия печатающего обтюратора . Из-за опасности повреждения негатива боковыми просечками в некоторых случаях реперы пробиваются на негативе фонограммы , движущемся в аппарате синхронно с негативом изображения, или на синхронном паспорте , движение которого так же согласовано с негативом . Современные технологии вместо реперов в виде просечек предусматривают использование электронных RF-меток или показания электронного счётчика кадров аппарата . По окончании печати всего ролика паспорт обычно останавливает работу кинокопировального аппарата .
В кинокопировальных аппаратах массовой печати, особенно с непрерывным движением плёнок, экспозиция регулируется изменением напряжения , подаваемого на нить накала печатающей лампы. Ранее в этом случае использовался световой паспорт другого типа, в котором вместо круглых отверстий делались прямоугольные просечки, подающие команду реостату .
Кроме регулировки экспозиции, субтрактивный световой паспорт применяется для печати выровненного по экспозиции и цветопередаче промежуточного позитива в цветном кинематографе . Для этого в процессе цветоустановки подбирается корректирующий цветной светофильтр на гибкой фолиевой подложке , который специальными скрепками крепится в световой паспорт, перекрывая отверстие-диафрагму . Такой способ цветокоррекции называется субтрактивным и предусматривает использование светофильтров жёлтого , пурпурного и голубого цветов или их попарных комбинаций. Процесс подбора корректирующих светофильтров во многом сходен с аналогичным процессом при цветной фотопечати . В результате, при печати каждая сцена фильма экспонируется через свой светофильтр, чтобы получить позитив с выровненной цветопередачей. Паспорт, предназначенный для печати цветных фильмов, называется цветовым паспортом. Кроме субтрактивного метода цветокоррекции существует аддитивный , когда экспонирование позитивной плёнки происходит светом, полученным в результате смешения трёх регулируемых по интенсивности пучков, проходящих через интерференционные светофильтры красного , зелёного и синего цветов . Цветовой паспорт при таком способе коррекции имеет более сложное устройство . Печать выровненного промежуточного позитива, с которого печатается дубльнегатив для последующего тиражирования фильма, невозможна без коррекции исходных материалов по экспозиции и цветопередаче, поэтому установка номера света и цветокоррекции для каждой сцены — неотъемлемая часть оптической технологии кинопроизводства .
При массовой печати фильмокопий после приемки фильма на кинокопировальные фабрики поступал выровненный по плотности и цветопередаче дубльнегатив, совмещённый с оптической фонограммой , поэтому в аппаратах массовой печати, как правило с непрерывным движением киноплёнок, световой паспорт не применяется . В настоящее время, с повсеместной заменой плёночных кинотехнологий цифровыми , негатив чаще всего сканируется и переводится в цифровые данные. Коррекция отклонений по экспозиции и цветоустановка происходят в компьютере без использования светового паспорта.