Параллакс
- 1 year ago
- 0
- 0
Временно́й паралла́кс — искажение формы быстро движущихся предметов на фотографии и видеозаписи при последовательном считывании разных частей оптического изображения . Впервые эффект был обнаружен с появлением в конце XIX века фокальных затворов , последовательно экспонирующих фотоматериал узкой щелью, и поэтому в английском языке явление получило жаргонное название роллинг-шаттер ( англ. rolling shutter ), буквально «катящийся затвор». Артефакт проявляется при очень коротких выдержках шторно-щелевых затворов или цифровых фотоматриц со строчным переносом .
Эффект обусловлен неодновременностью регистрации разных частей одного и того же изображения шторно-щелевыми затворами, дисковыми обтюраторами и строчной развёрткой телевидения. Регистрируя на одном кадре разные фазы перемещения частей движущегося объекта, съёмочная камера искажает его форму .
Противоположностью щелевого сканирования считается глоба́льный затво́р ( англ. global shutter ), регистрирующий всё изображение одновременно. Такими свойствами в фотографии обладает апертурный затвор , а в телевидении особые типы полупроводниковых ПЗС-матриц с кадровым переносом .
Щелевое сканирование изображения может осуществляться как механическим фокальным затвором, так и электронным устройством, например матрицей со строчным переносом . В отличие от апертурных , шторно-щелевые фокальные затворы экспонируют кадр не одновременно, а последовательно, при помощи перемещающейся вдоль кадрового окна щели. При съёмке движущихся объектов, угловая скорость которых сопоставима со скоростью движения щели затвора, их форма может искажаться. Это почти незаметно при длинных выдержках , когда изображение смазывается, но отчётливо видимо при коротких экспозициях. При совпадении направлений объект растягивается, а при встречном движении затвора и изображения, последнее сжимается . Объекты, движущиеся перпендикулярно направлению шторок, отображаются наклонными . Эффект может наблюдаться и в киносъёмочных аппаратах при небольших углах раскрытия дискового обтюратора .
При электронных способах регистрации изображения возникает эффект, аналогичный проявляющемуся при построчном считывании передающими трубками или полупроводниковой матрицей . Из-за построчного переноса на изображении могут возникнуть сильные искажения и даже фрагментация снятых объектов . Однако технология всё равно используется в большинстве бытовых устройств, так как считается что преимущества КМОП-матриц с построчным переносом перекрывают этот недостаток.
Искажение возникает, когда скорость движения изображения снимаемых объектов сопоставима со скоростью построчного сканирования. В результате разные участки одного и того же кадра отображают разные моменты времени. Движущийся объект (или его части) может попасть в кадр несколько раз, либо не попасть совсем, в результате чего деформируется и даже фрагментируется. Чем быстрее движется объект, тем сильнее заметна деформация. Особенно необычные эффекты получаются при съёмке вращающихся объектов, например лопастей самолётного или вертолётного винта . Искажения возникают и при перемещениях самой камеры, например, при панорамировании или съёмке с движения. В этих случаях вертикальные линии становятся наклонными .
Заметность артефактов временного параллакса можно свести к минимуму, избегая слишком коротких выдержек затвора и слишком малых углов раскрытия обтюратора. Это особенно актуально при видеозаписи современными цифровыми камерами, задающими при включённой автоэкспозиции очень короткие выдержки считывания. При более длинных выдержках быстро движущиеся объекты смазываются, маскируя искажения, а зритель воспринимает снятое таким образом движение более плавным и естественным. В фотографии кроме удлинения выдержек параллакс минимизируется правильным подбором положения камеры, учитывающим направление перемещения экспонирующей щели при срабатывании затвора. В августе 2016 года компания Canon выпустила КМОП-матрицу с «глобальным затвором», способную отсекать выдержки без перекрытия светового потока механическими заслонками . Использование таких матриц позволит получать изображения быстродвижущихся объектов, лишённые каких-либо искажений, и полностью избавиться от эффекта .