Interested Article - Агаджлы

«Агаджлы» ( азерб. Ağaclı ) — азербайджанские ковры , относящиеся к тебризскому типу . Своё название эти ковры получили не по месту их производства, а в соответствии с композицией. Так, композиция серединного поля этих ковров, главным образом, состоит из одного или нескольких деревьев и кустов и в редких случаях — из группы деревьев, долженствующей изображать сад или лес. Деревья же имеют различный вид. Весенние или осенние деревья, обычно бывают в цвету или с плодами (гранатами, яблоками), а иногда это кипарис, ива, плакучая ива и другие декоративные деревья .

В Музее азербайджанского ковра и народного прикладного искусства в Баку выставлен ковёр «Агаджлы» XIX века , а также ковры «Агаджлы» работы Лятифа Керимова ( 1965 , 1974 ). Ковёр «Агаджлы», также изготовленный Керимовым в 1953 году хранится в Национальном музее искусств Азербайджана (Баку).

Особенности

Ковёр «Агаджлы» ( Л. Керимов , 1974 ). Музей азербайджанского ковра , Баку

Раньше такие особенности деревьев, как искривлённый, разветвлённый ствол и пр. считались сверхъестественным явлением и вызывали поклонение. Плакучая ива («меджнун союд»), например, была символом любви, дуб — олицетворением силы и мужества, а гранатовое дерево символизировало изобилие удачу. И конечно, азербайджанские ремесленники, особенно мастера ковроделия, использовали в создаваемых ими произведениях эти символические образы. А изображения деревьев на коврах были стилизованными .

Композиция ковров «Агаджлы», сотканных в XV XVI веках в Тебризе , более сложная, а цвета — более естественные. Сады и леса на этих коврах даны в плоскостном изображении, а сам пейзаж имеет передний и задний планы. Художественная композиция же ковров «Агаджлы», сотканных в Северном Азербайджане , с её похожими друг на друга узорами и деталями, очень проста . Иногда встречаются ковры «Агаджлы», в верхней части серединного поля которых имеется лячак . Ковры «Агаджлы» простой композиции имеют небольшие размеры. Их узлы имеют небольшую плотность. Ковры же сложной композиции больше по размеру и плотнее. Иногда при создании композиции «Агаджлы» народные мастера изображают даже корни деревьев .

Стоит отметить, что композиция с изображением деревьев очень распространена в народном искусстве Средней Азии и Кавказа , в том числе Азербайджана , однако ковры «Агаджлы» тебризской художественной школы, созданные в XV— XVII веках, как по схеме, так и по художественному оформлению композиции считаются более оригинальными .

См. также

Примечания

  1. Лятиф Керимов . Азербайджанский ковёр. Том III. IV. Тебризский тип. А) Тебризская группа. «Агаджлы». Б.: «Гянджлик», 1983.
  2. Лячак, который считается одним из основных элементов азербайджанского орнаментального искусства, является декоративной формой мехрабов и арок. Название состоит из двух компонентов: ляч (лицо) и ак (подобный, похожий). Таким образом, слово «лячак» означает «ликоподобный», похожий на лицо.
Источник —

Same as Агаджлы