Interested Article - Подгоряне
- 2021-11-07
- 2
Подгоряне (также прекокамцы , реже торбеши ; самоназвание: нашинские , реже подгоране ) — южнославянская мусульманская этнорелигиозная группа , населяющая исторический регион Подгора (в юго-западной части территории Косова и Метохии ). Одна из четырёх групп исламизированных славян Южной Метохии наряду с рафчанами , горанцами и средчанами .
Численность подгорян оценивается приблизительно в 3 000 человек .
Как субэтническую группу подгорян характеризуют следующие признаки: определённый компактный ареал, особые культурно-бытовые черты, осознание этнической обособленности и осознание отличия от других этнических групп , наличие единого самоназвания .
Важнейшие особенности подгорян (вместе с близкими им группами горанцев и средчан) — это славянская лингвистическая принадлежность и отношение к мусульманской конфессии . По языку они отличаются от живущих рядом с ними мусульман косовских албанцев , а по религии — от славяноязычных сербов-христиан .
В отличие от горанцев и средчан подгоране, живущие в окружении албанцев, наименее устойчивы к албанизации и быстрее теряют свою самобытность.
Ареал и численность
Подгоряне представляют коренное славянско-мусульманское население Косова и Метохии, так же, как и горанцы и средчане. В отличие от них остальные славянско-мусульманские группы края являются потомками населения, мигрировавшего в основном после Второй мировой войны в северные и центральные регионы Косова из Черногории и частично из сербской области Санджак . Основной ареал подгорян — область Подгора (сербы называют эту область Подгор), которая расположена рядом с городом Призрен на окраине Призренско-Метохийской котловины.
Изначально подгоряне жили в трёх сёлах к северо-востоку от Призрена: в Скоробиште, Грнчаре и Ново-Село. С 1980-х годов часть подгорян переехала в село Любижда. После выселения сербов-христиан в 1999 году подгоряне стали составлять почти треть населения Любижды . Часть подгорян живёт в Призрене, часть выехала в Сербию, часть переселилась в западноевропейские страны. В отличие от горанцев и средчан отток славяно-мусульманского населения из Подгоры в разные периоды был незначительным.
История формирования
В формировании подгорянского субэтноса участвовали три компонента — потомки местного сербского христианского населения и две волны переселенцев — одна из Горы, другая — из Средски.
Исламизация местного населения в Косове началась с момента включения этого края в состав Османского государства в середине XV века. Население Подгоры было исламизировано полностью. Процесс исламизации был длительным, имеются сведения, что в Подгоре группы христиан сохранялись до середины XVIII века .
Этническое самосознание
Так же, как и в случае с группами горанцев и средчан, единое мнение об этническом статусе подгорян отсутствует. Как сами представители подгорян, так и исследователи южнославянских мусульманских групп юго-запада Косово и Метохии высказывают самые различные точки зрения по этому вопросу. С одной стороны, подгорян называют субэтнической группой, обладающей ярко выраженной самобытностью, входящей в состав определённого национального корпуса с большей численностью (в состав сербов, босняков, македонцев, болгар), с другой стороны их могут причислять к особому этническому образованию, нередко вместе с горанцами и средчанами .
Особые характеристики подгорян — принадлежность к исламу и сохранение славянских говоров — обособляют их от основных этносов Косова и Метохии, в соседстве с которыми они живут — от мусульман косовских албанцев и от сербов-христиан. В связи с чем стремление идентифицировать себя с крупной этнической общностью выражается в принятии подгорянами не албанской или сербской, а боснийской идентичности. С боснийцами подгорян сближает и языковая и религиозная принадлежность. Подобные тенденции характерны и для горанцев и средчан. После официального признания в Социалистической Федеративной Республики Югославия в 1963 году муслиман как отдельной этнической группы, большинство славян-мусульман юго-запада Косова и Метохии стали относить себя к этому народу. В 1990-х годах произошла смена самоназвания муслиман, они стали называть себя босняками, вслед за славянами-мусульманами Боснии новый этноним стали принимать и в Косово. Это отразилось, например, в результатах переписи 2012 года в Республике Косово, согласно которым большая часть подгорян отнесла себя к боснякам. Вместе с тем славяне-мусульмане Косова подчёркивают свои отличия от остальных босняков, указывая на то, что принадлежат к особой «косовской босняцкой общности» со своим языком и культурой .
Язык
Одной из ярких характеристик подгорян как субэтноса является их говор, заметно отличающийся от говоров других южнославянских групп Шар-Планины, как христиан, так и мусульман. Основные особенности подгоранского говора связаны с его происхождением от смешения генетически разных диалектных типов — западномакедонского (появившегося после переселения носителей горанских говоров) и призренско-южноморавского (метохийский сербский этноязыковой субстрат). Между говором славян-мусульман Подгоры и говором подгорских сербов-христиан существует чёткое разграничение, связанное как с особенностями формирования подгорян-мусульман, так и с отсутствием каких-либо контактов между славянами разных конфессий в этом регионе. Свой говор местное население называет «нашенский», название «подгоранский» встречается редко. Обучение в школах ведётся преимущественно на албанском языке, только в селе Любижда 50 учеников в 2012 году посещали классы с боснийским языком обучения. Устные, прежде всего фольклорные, произведения подгорян в отличие от фольклора горанцев и средчан, никогда не публиковались.
Фольклор
В Подгоре создан фольклорный ансамбль «Подгорские жемчужины».
См. также
Примечания
- Комментарии
- Данная этническая общность населяет Косово. Согласно Конституции Сербии , Косово входит в состав Сербии как автономный край Косово и Метохия . Фактически, Косово является частично признанным государством , территория которого Сербией не контролируется.
- Источники
- ↑ (англ.) . Kosovo Agency of Statistics (2012). 4 апреля 2014 года. (Дата обращения: 10 июня 2016)
- Младенович Р. Говоры трёх мусульманских славянских этнокультурных групп на юго-западе Косово и Метохии // . — СПб. : Институт лингвистических исследований РАН , 2004. — P. С. 27—28. от 6 июня 2023 на Wayback Machine (Дата обращения: 10 июня 2016)
- , с. 117.
- , с. 116.
- , с. 125.
- , с. 118—120.
- , с. 115.
- Мартынова М. . Полит.ру (12 октября 2009). 7 апреля 2014 года. (Дата обращения: 10 июня 2016)
- , с. 117—118.
Литература
- Младенович Р. // Edited by Robert D. Greenberg and Motoki Nomachi. Slavia Islamica. Language, Religion and Identity (Slavic Eurasian Studies No.25). — Sapporo: Slavic Research Center. Hokkaido University, 2012. — С. 115—147 . (Дата обращения: 10 июня 2016) .
- Младеновић Р. // Горанци, Муслимани и Турци у шарпланинским жупама Србије: проблеми садашњих услова живота и опстанка: зборник радова са «Округлог стола» одржаног 19 априла 2000 године у Српској академији наука и уметности / (организатори) Српска академија наука и уметности, Одбор за проучавање Косова и Метохије (и) Географски институт «Јован Цвијић» / Милан Бурсаћ. — Београд: Географски институт «Јован Цвијић» САНУ, 2000. — С. 7—22. (Дата обращения: 10 июня 2016) .
- 2021-11-07
- 2