Interested Article - Рефатов, Асан Мамутович

Аса́н Рефа́тов ( крымскотат. Asan Refatov ; 1902 , Бахчисарай 1938 ) — крымскотатарский композитор , музыкант , поэт .

Биография

Родился в 1903 году в Бахчисарае в семье народного музыканта- сазиста и сподвижника Исмаила Гаспринского (1860—1940). С раннего детства он внимательно наблюдает за игрой отца и других музыкантов-исполнителей, которые приходили к ним в гости. Он самостоятельно учится играть практически на всех струнных инструментах и фортепиано , будучи юношей он организует оркестр , исполняющий национальные мелодии, произведения русских композиторов .

В доме Рефатова часто собирались представители крымскотатарской интеллигенции. На здешних импровизированных вечерах гости играли на различных инструментах, исполняли песни и фрагменты музыкальных легенд. На одном из таких вечеров Осман Акчокраклы предлагает Асану написать оперу по мотивам народного эпоса , такая идея вдохновила юношу к самостоятельному изучению теории национальной музыки, её особенности, а впоследствии, в 1923 году была создана первая крымскотатарская опера — «Чора Батыр». Впервые она прозвучала на сцене Дома Красной Армии по ул. Пушкина, 8 (бывшая гостиница «Метрополь», ныне гарнизонный Дом офицеров) в Симферополе в 1923 году . Среди артистов было только трое профессионалов: Асан Ногаев, Ибадулла Грабов и Умер Ипчи , остальные — актёры-любители. Второй раз опера была поставлена в 1924 году в Государственном драматическом театре, и имела большой успех, однако больше никогда не ставилась. Ноты не сохранились, часть партий по памяти восстановила сестра композитора Айше Рефатова .

С 1922 года Асан Рефатов преподаёт музыку в Тотайкойском татарском педагогическом техникуме (ныне Ферсманово ). При поддержке Ханбековой он организовывает духовой оркестр , в этот же период занимается созданием других музыкальных произведений — «Тотайкой хораны» («Тотайкойский марш»), «Марш джигитов» (на слова Б. Чобан-заде ), «Къыш кунюнде тилегим» («Желание в зимний вечер» на слова Шевки Бекторе ), «Яш бульбульчик» («Молодой соловей» на слова Умера Ипчи ) и музыкальные постановки к спектаклям «Лейла и Меджнун», «Таир и Зуре», «Бахчисарайский фонтан».

В 1925—1926 годах Асан Рефатов принимал участие в научной этнографической экспедиции по Крыму совместно с Усеином Боданинским (первый директор Бахчисарайского музея, художник, этнограф) и Османом Акчокраклы (историк, эпиграфист). В ходе экспедиции был собран богатый материал по этнографии крымских татар и археологии. У. Боданинский писал: «Асан Рефатов вёл нотную запись памятников устной народной музыки, собирал, фиксировал старинные музыкальные инструменты». Им было собрано свыше 300 народных песен и мелодий, которые вошли в книгу «Къырымтатар йырлары» (Крымскотатарские песни) 1932 года издания .

В том же году в Москве выходит записанная на грампластинке драма «Той девам эте», а в 1930 году Асан заканчивает теоретико-композиторский факультет Бакинской консерватории , идёт работать дирижёром Бакинской филармонии . Асан Рефатов был учителем выдающегося советского композитора Кара Караева . В 1934 году А. Рефатов возглавлял Союз композиторов Азербайджана. В 1936 году на Всесоюзном радиофестивале исполняются произведения Асана Рефатова и Яя Шерфединова .

В 1935 году по приглашению КрымЦИКа возвращается в Крым. Работает в Татарском театрально-музыкальном техникуме в Симферополе . Весной 1937 года после очередной репетиции музыкальной пьесы «Арзы къыз» Рефатов был арестован 28 апреля 1937 года НКВД Крыма. Проходил по ст. 58-10, 11 УК РСФСР. Был осуждён 1 ноября 1938 года Верховным Судом СССР к расстрелу с конфискацией имущества, расстрелян в тот же день. Был реабилитирован 10 октября 1957 года Верховным Судом СССР. Дело 09042 хранилось в архиве ГУ СБУ в Крыму .

Личная жизнь

После возвращения из Баку жил в Симферополе на ул. Жуковского, 20, кв. 5 в Доме специалистов . Был женат на Марьям Ефимовне Рефатовой, имел сына Тальата .

Творчество

  • «Чора Батыр» — опера.
  • «Тотайкойский марш», «Марш джигитов» (на слова Б. Чобан-заде ), «Къыш кунюнде тилегим» («Желание в зимний вечер» на слова Шевки Бекторе ), «Яш бульбульчик» («Молодой соловей» на слова Умера Ипчи ) — музыкальные композиции.
  • «Лейла и Меджнун», «Таир и Зуре», «Бахчисарайский фонтан» — музыкальные постановки спектаклей.
  • «Той девам эте» («Свадьба продолжается», 1936) — музыкальная драма на пластинке.
  • «Арзы къыз» («Девушка Арзы») — музыкальная пьеса.

Примечания

  1. Севиля Велиева. Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник. Официальный сайт (2015). Дата обращения: 28 июня 2019. 11 сентября 2019 года.
  2. Земине ЭМИРУСЕИНОВА. . Центр информации и документации крымских татар (2010). Дата обращения: 24 марта 2018. Архивировано 3 сентября 2010 года.
  3. Абдульвапов Н. Дом специалистов, в котором в 1930–1940-е гг. жил ряд выдающихся крымскотатарских государственных и культурных деятелей // Свод памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар / гл. ред. Р. С. Хакимов. — Белгород: КОНСТАНТА, 2018. — Т. III. г. Симферополь. — С. 359—361. — 392 с. — ISBN 978-5-906952-68-4 .
  4. . Бессмертный барак (2019). Дата обращения: 28 июня 2019. 23 июля 2023 года.
Источник —

Same as Рефатов, Асан Мамутович