Interested Article - Вацлавская площадь
- 2020-05-19
- 2
Ва́цлавская пло́щадь ( чешск. (инф.) , площадь Святого Вацлава ; разговорное название Вацлавак — Václavák ) — одна из самых знаменитых и больших городских площадей в мире, главный центр Нового Места в Праге .
Место многих исторических событий, традиционное место демонстраций , празднеств и общественных собраний. Торговый и деловой центр Праги, где находятся крупные отели, магазины и кафе. Площадь названа именем святого Вацлава, князя Чешского, небесного покровителя страны. Ранее называлась Конский рынок ( Koňský trh ) или Конская площадь , так как в Средневековье там проводились лошадиные ярмарки. Переименована в Вацлавскую ( Святовацлавскую ) площадь в 1848 году.
Общая характеристика
Вацлавская площадь скорее напоминает широкий бульвар : это сильно вытянутый четырёхугольник длиной 750 м, шириной 63 м в верхней и 48 м в нижней части, общей площадью 45 тыс. м², идущий под гору с северо-запада на юго-восток, на нём шесть десятков зданий. Площадь обычно сравнивают с парижскими Елисейскими полями . Архитектурный ансамбль площади сложился в XIX—XX веках. Характерной особенностью зданий Вацлавака является то, что практически все они имеют «пассажи» (проходные дворы), соединяющие их с другими улицами (иногда несколькими).
Северо-западным концом площадь граничит со Старым Местом по идущим перпендикулярно ей улицам На Пршикопе (само это название значит «на рву», отделявшем в Средневековье старый город от нового ) и 28 Ржийна (28 Октября). Перекрёсток площади и этих улиц известен как «Мустек» («мостик» над этим рвом). В восточном направлении от площади отходят улицы Йиндржишска и Оплеталова, в западном — Водичкова, Штепанска, Ве Смечках и Краковска.
В юго-восточном конце площади расположено величественное неоренессансное здание Национального музея (архитектор Йозеф Шульц , 1885 — 1890 ). В здании на Вацлавской площади размещены Пантеон — собрание бюстов великих людей Чехии (господствующий над зданием купол является куполом Пантеона ), коллекции основной части музейного комплекса — Музея естествознания и истории, а также библиотека, включающая 1,3 млн книг и 8 тысяч рукописей . От Музея расходятся Вильсонова и Мезибранска улицы. На наружной парадной лестнице главного входа находятся скульптурные аллегории, олицетворяющие Чехию, её реки и горы Крконоше .
Перед Национальным музеем стоит конная статуя св. Вацлава работы Йосефа Вацлава Мысльбека ; работа началась в 1887 году, статуя воздвигнута в 1912 году, в современном виде скульптурный комплекс с 1924 года. Вокруг основания памятника стоят другие чешские святые: святая Людмила , святая Агнесса Чешская (Анежка), святой Прокопий Сазавский и Адальберт Пражский (статуя Адальберта-Войтеха добавлена последней в 1924 году). Надпись на постаменте (архитектором постамента является модернист Алоис Дриак, автор или соавтор нескольких зданий на Вацлавской площади) гласит: Svatý Václave, vévodo české země, kníže náš, nedej zahynouti nám ni budoucím («Святой Вацлав, герцог земли Чешской, государь наш, не дай погибнуть ни нам, ни детям нашим»). У статуи пражане назначают встречи.
Национальный музей и памятник святому Вацлаву относятся к наиболее узнаваемым символам Праги.
История
Конский рынок
Нове-Место основано в 1348 году королём и императором Карлом IV . По первоначальному плану, в Новом Месте было несколько открытых площадок — рынков, в частности, Конский рынок, Koňský trh , нем. Rossmarkt (кроме того, Скотный — современная Карлова площадь и Сенной — Сеноважная площадь). Ширину Конского рынка определил сам император. Через ворота св. Гавела (обнаруженные в XX веке при раскопках) рынок соединялся с до сих пор действующим в Старом Месте Гавельским рынком «на Мостике», там также имелся пруд с мельницей, а по оси площади располагались три фонтана. В другом конце Конского рынка, на нынешнем месте Музея, находились Конские ворота — одни из ворот снесённой в 1875 году новоместской крепостной стены. Рядом с воротами был небольшой ручеёк, где поили и мыли лошадей. Изначально на площади имелись также лавки солода и пива, а также дома мелких ремесленников. В более позднюю эпоху на рынке торговали также зерном, тканями, оружием. Рынок был закрыт в 1877 году, но даже в конце XIX века у значительно «облагородившегося» Вацлавака была репутация места, где «торгуют всем, чем только можно». На торговой площади в Средневековье происходили также казни, в обоих концах Конского торга ставились виселицы .
В 1680 году на площади, на углу нынешней Йиндржишской (Генриховой) улицы воздвигли раннебарочную статую святого Вацлава (созданную в 1678 году Бендлем); в 1879 этот монумент был перенесён в Вышеград . На углу современной Оплеталовой улицы с 1727 года находилась статуя Иоанна Непомуцкого с ангелами, которая тоже была снята в 1879 году. В 1786 году у одного из фонтанов чешские патриоты открыли первый театр (под открытым небом), который играл на чешском языке, под названием «Боуда»; в 1789 году он был закрыт под тем предлогом, что мешал движению . В конце XVIII века Торг был замощен булыжником, и к началу XIX в. площадь была полностью расчищена .
Площадь Нового времени
На волне Чешского национального возрождения в XIX веке площади было дано имя святого патрона Чехии, статуя которого на площади давно стала местом массовых сходок пражан; переименование предложил патриот Карел Гавличек-Боровский . В тот же 1848 году на площади у памятника состоялась месса в день Пятидесятницы по случаю Славянского съезда, ставшая началом Святодуховского восстания и Революции 1848—1849 .
В 1865 году на площади появилось газовое освещение, а в центре были поставлены массивные газовые фонари — «канделябры Никласа» (архитектор Алеш Линдбауэр, скульптор Эдуард Веселы), украшенные кариатидами . В 1884 году по площади был пущен первый маршрут конки , соединивший Мустек с Виноградами и Нуслями. В 1889—1890 годах возникла архитектурная доминанта площади — Национальный музей. 10 апреля 1895 года на Вацлаваке появилось электрическое освещение, а в 1900 году — электрический трамвай ; одновременно центральная часть площади была освобождена, канделябры Никласа заменены на новые столбы с полукруглыми светильниками . В середине 1890-х годов пражским садоводом Франтишеком Томайером на площади были посажены в два ряда липы (на место ранее погибших платанов , высаженных в 1876 году в шесть рядов; часть сохранившихся деревьев пересажена на края тротуаров ), и она через несколько лет приняла современный вид бульвара. Сейчас на площади 150 деревьев.
В конце XIX — начале XX века развернулось масштабное строительство на площади, причём были задействованы такие стили, как модерн (пражская ) и так называемый « ». Многие здания на площади получили название «дворец» (palác). При этом почти полностью уничтожены ренессансные и классицистские постройки (уцелело всего несколько зданий конца XVIII — первой половины XIX в.).
Драматические события XX века
28 октября 1918 года перед новой статуей Вацлава писатель Алоис Йирасек прочёл прокламацию независимости Чехословакии от Австро-Венгрии. 55 % участников опроса на сайте, посвящённом площади, считают это событие самым памятным в её истории .
Площадь пережила бурное развитие в 1920-е годы (особенно после объединения Праги с пригородами в 600-тысячную Большую Прагу в 1922 году), на ней появились банки, магазины, отели, рестораны, продолжилось строительство, где ведущую роль играли уже конструктивизм и функционализм . В 1927 году на площади возник средний ряд (для трамваев) и места парковки автотранспорта. Сложился общественный и торговый центр города — «Золотой крест» (Вацлавская площадь и примыкающие к ней с севера улицы 28 Октября и На Пршикопе; последняя стала главной «банковской» улицей Праги).
При немецкой оккупации (1939—1945) площадь использовалась для массовых демонстраций; после убийства Гейдриха здесь была устроена в 1942 массовая присяга на верность рейху. Во время Пражского восстания в 1945 было разрушено несколько зданий. После победы на площади было провозглашено окончание войны, а также национализация тяжёлой промышленности и банков.
В 16 часов 25 февраля 1948 года, после Февральского переворота («Победного февраля») и прихода к власти Коммунистической партии Чехословакии , на Вацлавской площади Клемент Готвальд провозгласил установление власти трудящихся ; накануне на площади состоялся 70-тысячный митинг коммунистов . В дальнейшем в социалистической Чехословакии на площади устраивались торжественные митинги .
В 1950-е годы на месте уничтоженных строений были возведены универмаги («Дом пищи», Dům potravin , «Дом моды», Dům módy ) и другие здания в «неоклассическом» «большом стиле». В 1966—1968 годах под площадью появился первый подземный переход (авторы Я. Страшил, Й. Колес и другие) .
На площади происходил ряд событий Пражской весны 1968 года , в августе по ней шли советские танки ( Операция «Дунай» ). При вводе войск Варшавского договора и вооружённых столкновениях с противниками ввода войск было повреждено здание Национального музея (повреждения сохранились). В 2008 году к 40-летию событий перед музеем была развёрнута часть экспозиции юбилейной выставки «…А приехали танки», с участием настоящего танка и плакатов тех времён .
16 января 1969 года здесь (перед музеем) совершил самосожжение студент Карлова университета Ян Палах , протестовавший против ввода советских войск в Чехословакию. 25 февраля в пассаже дома № 39 на Вацлавской площади таким же образом покончил с собой другой студент — Ян Зайиц . Спустя 34 года, в 2003 году, неподалёку от места самоубийств Палаха и Зайица совершил самосожжение старшеклассник, оставивший незадолго до смерти прощальное письмо в Интернете.
28 марта 1969 года на Вацлавской площади произошли массовые беспорядки после победы сборной Чехословакии над сборной СССР по хоккею (на площади собралось 150 тысяч человек). Демонстрация сопровождалась нападением на офис представительства « Аэрофлота » (есть версия, что это было провокацией спецслужб), что было использовано СССР как предлог для ультиматума о полной смене партийного и государственного руководства ЧССР. В дальнейшем на Вацлавской площади отмечались и другие триумфы чешских хоккеистов (например, победа на олимпиаде в Нагано 1998 года ).
Массовые демонстрации, разогнанные полицией, происходили здесь также 28 октября 1988 года в честь 70-летия независимости Чехословакии и в январе 1989 к 20-летию самосожжения Палаха . В ноябре 1989 года во время Бархатной революции на Вацлавскую площадь вышло более 200 тысяч человек, там в эти дни неоднократно выступал освобождённый из тюремного заключения Вацлав Гавел .
Интересно, что на Вацлавской площади находится легендарный « Люцерна », построенный дедом Гавела (ныне торговая галерея и киноконцертный зал); одно время и сам Гавел владел контрольным пакетом этого заведения. По иронии судьбы именно в «Люцерне» в своё время состоялось первое собрание коммунистов после освобождения Праги . В помещении «Люцерны» с 2000 года находится пародия на памятник Мысльбека (автор Давид Черни ) — конь висит вверх ногами, а Вацлав сидит у него на животе.
Современность
В наше время на Вацлавской площади сосредоточены гостиницы, конторы, розничные магазины (включая крупнейший пражский книжный магазин «Луксор»), дома моды, пункты обмена валют (с курсом зачастую завышенным по сравнению с другими местами города) и многочисленные, в ряд один за другим вдоль площади, киоски быстрого питания; в 2000-е годы появился проект убрать торговцев колбасками с Вацлавской площади. В одном из зданий размещен «Макдоналдс». В центре находится кафе «Красный трамвай», оформленное в виде трамвая. Цена на земельные участки на Вацлавской площади весьма высока . Активна «ночная жизнь» (что в целом не характерно для Праги, где заведения закрываются рано); с наступлением сумерек оживляется и криминальная деятельность (проституция, продажа наркотиков). Популярное место среди туристов, кадр площади с силуэтом Национального музея — один из символов Праги.
Основные здания
Нумерация домов по Вацлавской площади идёт от Старого места к Национальному музею. Нумерация по восточной стороне — от 1 до 59, по западной — от 2 до 66. Среди известных зданий на площади :
- № 1: Офисный и торговый центр «Palác Koruna». Архитекторы Антонин Пфайффер и Матей Блеха, скульптуры на крыше Войтеха Сухарды, 1912—1914, поздний модерн — арт-деко.
- № 2: Дворец «Европа», законченный в 2002 году, выстроен в футуристическом духе по образцу работ Миса ван дер Роэ , на месте здания, построенного в 1973 году, и посвящён Евросоюзу. Архитекторы Рихард Долежал, Петр Малинский, Петр Буриан, Михал Покорный, Мартин Котик.
- № 4: Дом Линдта (Lindtův dům) или дворец «Астра» — ранний образец конструктивизма , первое здание этого стиля в Праге. Архитектор Людвик Кисела, 1927. Украшения в стиле псевдорококо (Пауль Зюдов). Вход в станцию метро «Мустек».
- № 5: Отель «Амбассадор», предназначавшийся для аристократии . Архитекторы Рихард Кленка и Франтишек Вейр, 1912, индивидуальный проект с ориентальными элементами (первоначально кабаре «Альгамбра» и кинотеатр «Пассаж»).
- № 6: Обувной магазин « Батя », 1929, относится к «золотой эпохе» фирмы — временам одного из крупнейших магнатов Первой республики Томаша Бати. Архитектор Людвик Кисела, важнейший памятник пражского функционализма , в своё время самый современный торговый центр в Европе. По тому же проекту выстроена главная контора фирмы Батя в Злине .
- № 7: Отель «Злата Гуса». Архитекторы Матей Блеха и Эмил Краличек, 1911—1913, модерн (пражская сецессия).
- № 8: Аптека «Адам». Архитекторы Матей Блеха и Эмил Краличек, 1911—1913; сочетание модерна и кубизма , а также сохранены элементы первоначального здания. Аптека работает непрерывно несколько сот лет.
- № 11: Бывший универмаг «Дарекс». При реконструкции в 1994—1996 проводились археологические раскопки и обнаружен фундамент дома, где на рубеже XVI и XVII в. жил Матвей Бурбоний, придворный врач императоров Рудольфа II и Матвея Габсбургов. В коммунистическое время распределитель для номенклатуры по специальным чекам. После реконструкции от необарочного здания 1893 года сохранён только фасад; в остальном это 9-этажное современное здание архитектора Петера Пивека, рассчитанное на офисы и апартаменты «люкс», 3 подземных этажа с 62 парковочными местами. В подземном помещении имеется также музей археологических находок. Внутренний атриум с двумя панорамными лифтами.
- № 12: Дом Петерки. Архитектор Ян Котера, 1899, одно из наиболее известных зданий пражского модерна. Фронтон ар-нуво, украшения (растительный орнамент) Йозефа Пекарки и скульптуры Станислава Сухарды .
- № 16: Бывший отель «Дружба». Архитектор Ян Еролим, 1926—1927.
- № 17: Дворец «Прага». Архитектор Рудольф Стоцкар, 1926—1929, конструктивизм, застеклённый фасад. Ныне кинотеатр «Прага» и ряд фирм.
- № 19: Дворец страхового общества «Assigurazioni Generali». Архитекторы Бедржих Оман и Освальд Поливка, 1895, необарокко , на месте ренессансного дома XVII в. Украшен скульптурами Станислава Сухарды, Антонина Прохазки и др. В этом страховом обществе начинал работать Франц Кафка . В течение многих лет во дворце размещались Управление по стандартизации и измерениям и польский информационный и культурный центр. Ныне банк «ИПБ».
- № 21: Универмаг «Дружба» — памятник эпохи нормализации . Архитекторы Милан Вашек, Властибор Климеш и Вратислав Ружичка. «Интернационалистский стиль», 1971—1975, характерная восьмиугольная башня.
- № 22: Отель «Юлиш». Архитектор Павел Янак, 1922—1925, поздний кубизм; 1932, функционализм. В фасаде используется стекло и сталь; пассаж соединяет здание с францисканскими садами.
- № 25: Отель «Европа» в стиле модерн . Архитектор Бедржих Бендельмайер, скульптор Ладислав Шалоун , 1905. Имел репутацию буржуазного, а позже (1920-е) богемного .
- № 26: Гостиница «Адрия», старейшее здание площади — раньше известно как «У синего сапога», построено на месте двух готических домов горожан (подвалы сохранились). В 1784—1789 гг. перестроено архитектором Йозефом Зикой (классицизм), а в 1911 Матеем Блехой, добавившим необарочные мансардовые крыши. Здесь был театр, где играл актёр и режиссёр Эмиль Артур Лонген. Винный погреб оформлен под античный Аид.
- № 27: Отель «Меран» (ныне «Европа-Гарни», единый ансамбль с «Европой»). Архитекторы Алоис Дриак, 1903—1906.
- № 28: Дворец «Альфа». 1926—1928, конструктивизм. Через пассаж проход в небольшой сад францисканцев.
- № 32: Бывший Чешский банк. Архитекторы Йозеф Сакарж и Освальд Поливка, 1914—1916, неоклассицизм. До этого на его месте находился ренессансный дом «У Льготку». Реконструировано в 1947 г., оборудован кинотеатр.
- № 34: «Дом Вигла». Архитектор Антонин Вигл, 1896, неоготика, художественное оформление фасада — М. Алеш.
- № 36: Здание издательства «Мелантрих». Архитектор Бедржих Бендельмайер, поздний модерн — арт-деко, 1911—1912, фасад украшен изображениями работы Вратислава Майера. На балконе здания в ноябре 1989 года в разгар Бархатной революции вместе появились Александр Дубчек и Вацлав Гавел . Издательство, просуществовавшее более века и бывшее одним из крупнейших в Чехии, обанкротилось и закрылось в 1999. Ныне в здании роскошный отель, сохранивший название «Мелантрих».
- № 38: Дворец «Люцерна» . Построен в 1912—1916 Вацлавом Гавелом-дедом как кабаре, модернизован в 1969—1970. Комплекс «Люцерна» занимает 21 тысячу квадратных метров, в нём расположены многочисленные рестораны, театр «Рококо» и в подземном помещении киноконцертный зал «Звезда».
- № 40: Земельный банк («Ледовый дворец»), часть комплекса «Люцерна». Архитекторы Эмил Краличек(?), Матей Блеха, 1913—1915, арт-деко с элементами кубизма, характерная башня.
- № 41: Дворец «Летка» (бывший «Авион», ныне отель «Рамада»). Архитектор Богумир Козак, 1926, конструктивизм. Ныне дом книги «Луксор» (по названию раньше находившихся в здании торговых пассажей).
- № 42: Инвестиционный банк. Архитектор Франтишек Ройт, 1920—1931. Построен на месте пивоваренного завода «У Примасу».
- № 43: Кинотеатр «Ялта» (бывший «Аполлон»), театр Иржи Гроссмана. Инженер Богуслав Бечкай, 1928.
- № 45: Отель «Ялта», рассчитан на сто номеров, имеется ресторан с террасой. Архитектор Антонин Тенцер, 1955—1958, социалистический «неоклассицизм», на месте здания, разрушенного в 1945 г. В социалистическое время — номенклатурный отель, в номерах велась «прослушка» МВД ЧССР.
- № 47: Здание 1880 г., перестроено в 1921 г.
- № 49: посольство Польши.
- № 52: жилой дом «На Косику». Архитектор Йозеф Шульце, 1880, неоренессанс.
- № 55: одно из старейших зданий площади (1839); перестроено 1896, оформление фасада 1924.
- № 56: Дворец «Феникс»: торговый центр и кинотеатр «Бланик». Архитектор Бедржих Эрман, 1928/1930, конструктивизм. Интерьеры торгового центра украшены мозаиками.
- № 58: Дом моды. Архитектор Йозеф Грубы, 1954—1956, социалистический «неоклассицизм», на месте здания, разрушенного в 1945 г. Аллегория «Текстильная промышленность» скульптора Бартуньки.
- № 59: бывший Дом продовольствия. Архитекторы Максимилиан Гронвальдт и Иржи Хватлина, 1954, социалистический «неоклассицизм», на месте здания, разрушенного в 1945 г. В настоящее время филиал универмага «Белый лебедь». С 1990-х годов в здании имеется вход в станцию метро «Музеум».
Транспорт
Под площадью проходит Линия А Пражского метрополитена (участок открыт 12 августа 1978 г.). На Вацлавскую площадь имеют выходы две самые загруженные станции, « Музеум » (Muzeum, пересадка на линию C) и « Мустек » (Můstek, пересадка на линию B); это один из самых коротких перегонов в метро.
В 1960-е годы по площади ездили также недолго просуществовавшие в Праге троллейбусы , имевшие там конечную остановку. 13 декабря 1980 года было прекращено движение трамвая вдоль по площади, на месте бывших путей разбиты клумбы с шестиугольными бетонными цветочницами. В настоящее время рассматриваются планы возвращения трамвая по так называемому «выделенному» маршруту. Сейчас трамвайные пути лишь пересекают площадь.
Северо-западный конец — пешеходная зона; остальные участки открыты для движения. С 2010 года с автомобилистов за въезд на площадь будет взиматься плата [ уточнить ] .
Примечания
- — 2019.
- ↑ Дж. Валдес. Искусство и история Праги. Firenze: Bonechi, s. a., с. 96
- ↑ Е. Б. Георгиевская. Прага. М., «Искусство», 1967, с. 143—144
- ↑ . Дата обращения: 6 декабря 2006. Архивировано из 23 января 2009 года.
- ↑ V. Hlavsa. Praha ocima staleté. Pr.: Orbis, 1972, 7-16. Цит. по: Черкасов, с. 74.
- от 30 августа 2009 на Wayback Machine Anketa // Václavák.cz
- ↑ Antonín Černý. Praha v unoru 1948. Цит. по: Черкасов, с. 129—138
- Черкасов, с. 182.
- от 26 сентября 2008 на Wayback Machine
- ↑ В. Якобмайстер. Прага. М., Аякс-Пресс, 2002, с. 78-81
- . Дата обращения: 13 апреля 2019. Архивировано из 18 марта 2018 года.
Литература
- Прага [Перевод выдержек из книг историков, искусствоведов, журналистов], под ред. И. А. Черкасова. М., «Прогресс», 1981.
- Jaroslava Staňková, Jiří Štursa, Svatopluk Voděra. (чешск.) . — 1. — Praha , 1991. — 355 S. — ISBN 80-900209-6-8 . — ISBN 978-80-900209-6-2 .
Ссылки
- (чешск.)
- (чешск.)
- Lazarova, Daniela (27 Nov. 2004). (Radio Praha). (англ.)
- 2020-05-19
- 2