Interested Article - Уки-э

Уки-э ( яп. 浮絵 , букв. «парящая картина») — жанр японской гравюры укиё-э , отличительной особенностью которого является использование прямой линейной перспективы . Реже термин используется для обозначения других видов живописи, в которых заметно применение техники перспективы.

Происхождение жанра

Построение изображения на гравюрах согласно законам линейной перспективы получило распространение в Японии после знакомства ксилографов с китайскими переводами европейских трактатов о перспективе и с работами об искусстве самих китайских авторов в XVIII веке. Трактаты о принципах западной перспективы писались и японцами — художником Сиба Коканом и даймё княжества Акита по имени Сатакэ Ёсиацу. Познакомиться с европейскими картинами, а также с книгами о западном искусстве, японцы могли и через посредничество служащих голландской фактории на острове Дэдзима в гавани Нагасаки. На становление жанра повлияли и европейские работы в жанре ведута , на которых изображались городские пейзажи.

Особенности жанра

Поначалу в жанре уки-э выполнялись преимущественно изображения помещений, таких как театры кабуки и залы сумо , объекты интерьера которых (колонны и татами) могли служить четкими ориентирами для художников, пытавшихся создать эффект перспективы. Вскоре, однако, стали распространяться и работы в жанре пейзажа, зачастую городского, в том числе были и попытки изобразить европейские города. Встречаются также гравюры уки-э, изображающие сцены из народных мифов и легенд, а также знаменитые достопримечательности японского архипелага ( мэйсё-э , букв. «картины знаменитых мест»).

Выдающиеся мастера

Примечания

  1. uki-e 浮絵 // «JAANUS. Japanese Architecture and Art Net Users System» website // от 16 июля 2019 на Wayback Machine
  2. Screech, Timon. «The Meaning of Western Perspective in Edo Popular Culture.» Archives of Asian Art, vol. 47, 1994, pp. 58-69. p. 59. JSTOR, www.jstor.org/stable/20111244.
  3. Ibid. p. 58.
  4. Little, Stephen. «The Lure of the West: European Elements in the Art of the Floating World.» Art Institute of Chicago Museum Studies, vol. 22, no. 1, 1996, pp. 75-96. p.75-76. JSTOR, www.jstor.org/stable/4104359.
  5. Screech, Timon. «The Meaning of Western Perspective in Edo Popular Culture.» Archives of Asian Art, vol. 47, 1994, pp. 58-69. p. 60. JSTOR, www.jstor.org/stable/20111244.
  6. Ibid. p. 59.
  7. Little, Stephen. «The Lure of the West: European Elements in the Art of the Floating World.» Art Institute of Chicago Museum Studies, vol. 22, no. 1, 1996, pp. 75-96. p. 82. JSTOR, www.jstor.org/stable/4104359.
  8. Ibid. p. 84-88.

Литература

  • Screech, Timon. «The Meaning of Western Perspective in Edo Popular Culture.» Archives of Asian Art, vol. 47, 1994, pp. 58-69. JSTOR, www.jstor.org/stable/20111244.
  • Little, Stephen. «The Lure of the West: European Elements in the Art of the Floating World.» Art Institute of Chicago Museum Studies, vol. 22, no. 1, 1996, pp. 75-96. JSTOR, www.jstor.org/stable/4104359.

Ссылки

  • uki-e 浮絵// «JAANUS. Japanese Architecture and Art Net Users System» website //
Источник —

Same as Уки-э