Половое созревание
- 1 year ago
- 0
- 0
«Созревание» ( норв. Pubertet , англ. Puberty ; в русскоязычных публикациях известна также как «Половое созревание» , «Половая зрелость» , «Переходный возраст» и «Отроковица» ) — картина норвежского художника- экспрессиониста Эдварда Мунка , написанная им в 1894 году . Более ранняя версия полотна, созданная в 1886 году , пострадала от пожара и не сохранилась .
На картине изображена худенькая обнажённая девочка лет четырнадцати, сидящая, скрестив руки на коленях, на неприбранной постели. Комната залита светом, но фигура девочки отбрасывает на стену непропорционально большую и тёмную тень. Критики отмечали исходящее от этой тени ощущение угрозы, а также её « фаллическую » форму. Это внутреннее напряжение усиливается позой девочки, прикрывающей руками низ живота словно в попытке защититься от собственной пробуждающейся сексуальности, и пристально-настороженным взглядом её широко открытых глаз .
Ульрих Бишофф отмечает, что «в период работы Мунка над этой картиной в моду вошли полотна с юными натурщицами, оставлявшие привкус лёгкой непристойности, однако зловещая тень в сочетании с хрупкой нежностью девочки совершенно исключает подобное истолкование картины Мунка» . Арне Эггум, обращая внимание на сходство позы девочки с «Созревания» с «Самой прекрасной любовью Дон-Жуана» ( фр. La plus belle amour de Don Juan ) Фелисьена Ропса , также указывает на разницу в подходах обоих художников и подчёркивает, что Мунк не ставил своей целью «скопировать» Ропса .
Отличающее эту картину сочетание мотивов сексуальности и угрозы, тревоги в целом характерно для творчества Мунка, воспринимавшего половое чувство как могучую, но тёмную и опасную для человека силу; Бишофф отмечает, что «Созревание» во многом предвосхитило его знаменитый « Фриз жизни », где темы сексуальности и страха стали центральными. Работу над первыми картинами «Фриза» Мунк начал ещё в начале 1890-x годов, но «Созревание» в него не вошло и впервые было выставлено на отдельной выставке в 1895 году . По сообщению биографа Мунка Атле Нэсса, на выставке эта картина спровоцировала небольшой скандал: тени, проложенные по ногам девочки, были красноватого оттенка, и некоторые приняли эти пятна за менструальную кровь. Смущённый Мунк, не предполагавший такой интерпретации, впоследствии переработал картину .
Как и многие другие картины Мунка, «Созревание» существует в нескольких вариантах, включая рисунки и гравюру.