Катастрофа C-124 в Мозес-Лейке
- 1 year ago
- 0
- 0
Мозес Гесс (Хесс) ( нем. Moses Hess , Моше, также Мориц, Моисей; 21 июня 1812 , Бонн — 6 апреля 1875 , Париж ) — один из первых немецких социалистов, оказавший влияние на Карла Маркса и Фридриха Энгельса , один из основателей вульгарного коммунизма . Немецкий еврейский философ , младогегельянец , автор термина отчуждение . Один из ранних провозвестников сионизма (в частности, его социалистического направления ).
Мозес Гесс родился в Бонне . Его родители переехали в интересах бизнеса в Кёльн , и до 14 лет Гесс жил у своего деда, коммерсанта, знатока Торы, который воспитал его в духе ортодоксальных еврейских традиций.
В 1837—1839 годах он изучал философию в Боннском университете , но диплома не получил.
С конца 1841 года Гесс стал одним из редакторов кёльнской радикальной «Рейнской Газете» (Rheinische Zeitung) (запрещена правительством в марте 1843 года), а с конца 1842 года — её парижским корреспондентом. Как лидер течения «истинный социализм» (синтез идей немецкого идеализма, французского утопического социализма и этики Л. Фейербаха ) видел в коммунистическом обществе воплощение практической этики. Он полагал, что свободный труд должен заменить капиталистическую систему, основанную на эксплуатации человека человеком.
После прихода в газету Карла Маркса , Гесс оказывал заметное влияние на его образ мысли; они совместно работали над несколькими проектами. Позднее, однако, Маркс отверг предлагаемую Гессом разновидность утопического социализма, подвергнув его резкой критике в «Манифесте Коммунистической партии» (1848). Гесс, однако, остался этическим социалистом и тогда, когда в 1846—1851 годах примыкал к Марксу, признав важность политико-экономических факторов для построения коммунизма. Постепенно Гесс меняет свои идеалистические взгляды и становится более прагматичным в своих убеждения. С 1863 года стал сторонником Ф. Лассаля .
После смерти отца в 1851 году Мозес Гесс унаследовал состояние, обеспечившее ему экономическую независимость. Тогда же Гесс женился на Сибилл Пеш, своей политической единомышленице, исповедовавшей христианство .
В качестве журналиста Гесс много путешествовал по Бельгии и в 1845 году примкнул там к коммунистическому движению. Во время революции 1848 года в Германии Гесс был вынужден бежать из страны и, после странствований по Европе, поселился в 1853 году в Париже, занимаясь главным образом публицистикой.
В 1861—1863 годах Мозес Гесс жил в Германии, где опубликовал свою самую известную работу «Рим и Иерусалим: исследование еврейского национализма» (1862; Rom und Jerusalem, die letzte Nationalitatsfrage), представляющую собой классическую теорию сионизма.
В конце 1863 года Гесс вернулся в Париж , наладил сотрудничество с еврейскими и другими издательствами. Он также был парижским корреспондентом ряда социалистических газет США и Германии. Когда началась Франко-прусская война , Мозес Гесс, как подданный Пруссии, был изгнан из Франции. Он поехал в Бельгию, но после войны вернулся в Париж и начал новую философскую работу. Однако смерть оборвала её.
В соответствии с последней волей Гесса, он был похоронен на еврейском кладбище в Дейце близ Кёльна . В 1961 году останки Мозеса Гесса были перевезены в Израиль и покоятся на кладбище у озера Кинерет . Именем Гесса назван мошав и улицы в нескольких израильских городах.
В своей первой опубликованной работе «Священная история человечества, написанная юным последователем Спинозы» (1837; Heilige Geschichte der Menschheit von einem Junger Spinoza) Гесс пытался сочетать гегелевскую триаду развития общества с пантеистическим представлением о Боге, заимствованным у Баруха Спинозы . В книге «Европейская триархия» (1841) он призывает создать прогрессивный союз трёх великих держав ( Великобритании , Франции и Германии ) в единое европейское государство против реакционной России .
Среди прочего в своих трудах Гесс уделяет место и судьбе еврейства, однако его отношение к еврейскому вопросу претерпело ряд изменений. В 20-е годы XIX века он ощущал себя немцем и верил, что евреи должны полностью ассимилироваться посредством эмансипации и поощрения смешанных браков. В этот период Гесс резко нападает на иудаизм . Даже Дамасское дело (1840), пробудившее в нём национальные чувства, не поколебало взглядов Гесса, и он их придерживался ещё долгое время.
Позднее, реагируя на всплеск антисемитизма в Европе, Гесс выражал сострадание своим собратьям. В своей знаменитой книге «Рим и Иерусалим», Гесс выдвигает идею, согласно которой, первичной движущей силой истории человечества является расовая борьба, вторичной — классовая. Две «мировые исторические расы» — арийцы и семиты — объединёнными усилиями в области культуры создали современное общество: первые — стремлением объяснить и украсить жизнь, вторые — освятив её и внеся в неё моральное начало. Различия между расами не означают их деления на высшие и низшие. Следовательно, нет оправдания дискриминации или угнетению какой-либо из них. Итогом исторического развития, по мнению Гесса, должно стать гармоническое сотрудничество всех наций, независимость которых — необходимая предпосылка социального прогресса.
После первого личного столкновения с антисемитизмом Мозес Гесс вернулся к еврейской национальной концепции, основанной на том, что еврейский народ, живя в изгнании, обязан сохранить свою национальную самобытность, в то время, как полная независимость достижима лишь в национальном государстве, возрождённом на земле предков, в Эрец-Исраэль . Единственное средство сохранения национальной самобытности Гесс видел в еврейской религии. При этом он считал, что до создания в Палестине еврейских политических и социальных учреждений не следует вносить в еврейскую религию каких-либо изменений. В национальном еврейском государстве задачу приведения религиозных законов в соответствие с нуждами нового общества следует доверить выборному Синедриону (Высшему совету мудрецов). Структура еврейского государства, по представлениям Гесса, должна базироваться на общенациональной собственности на землю; на правовых нормах, обеспечивающих процветание труда; на обобществлении сельского хозяйства, промышленности и торговли « в соответствии с Моисеевыми, то есть социалистическими принципами » («Рим и Иерусалим», письмо 12).
Книга вызвала острую полемику и нападки на Гесса со стороны его товарищей по рабочему движению, но затем на некоторое время была забыта. Эти призывы не произвели ожидаемого эффекта, поскольку, как пишет Вальтер Лакер , распространялись «вне опоры на политические и социальные силы, которые могли бы обеспечить руководство в борьбе за из реализацию». В еврейской среде не наблюдалось подъёма национального самосознания .
Работы Мозеса Гесса и его личность были оценены по достоинству только с расцветом сионистского движения. Идеи Гесса оказали влияние на таких сионистских лидеров как Ахад-ха-Ам и Теодор Герцль . Статьи о Гессе и ранние переводы его трудов стали появляться в 80-е годы XIX века. Двухтомное собрание сочинений Гесса было издано на немецком, польском и иврите под редакцией Мартина Бубера (1954-1956). Интерес социалистов к Гессу в XX веке также возрос. Лакер пишет, что анализ еврейских проблем в тогдашнем европейском обществе, сделанный Гессом, был выше чем любого современника. По мнению Лакера, его книга — «часть пророческого труда гения» .