Interested Article - Липпс, Теодор

Теодо́р Ли́ппс (нем. Theodor Lipps, 28 июля 1851 17 октября 1914 ) — немецкий философ , психолог , эстетик .

Краткая биография

Теодор Липпс родился в местечке Вальхальбен (нем. Wallhalben), в земле Рейнланд-Пфальц . Был приват-доцентом, а позже — профессором в университете города Бонна (в этом же университете с 1835 по 1836 год учился Карл Маркс ). С 1890 года он профессорствует в Бреслау , с 1894 по 1909 гг. — в Мюнхене , где становится основателем Мюнхенского психологического института.

Научная деятельность

Липпс внёс существенный вклад в немецкую психологию в качестве её систематизатора и автора собственной теории. Согласно его воззрениям, психология является основой всех философских наук — логики , этики, эстетики. Утверждать это ему позволяла уверенность в том, что исходным понятием философии является непосредственный психический опыт. Липпс был сторонником принципа психофизического параллелизма (от греч. parallelos — «рядом идущий»). Согласно этому истолкованию психофизиологического, психические и физиологические процессы являются независимыми друг от друга, протекают параллельно, кореллируя между собой, но не находясь в причинно-следственных отношениях.

Эстетическая теория Липпса была подчинена его убеждениям о главенстве психологии, вследствие чего получила название «психологической эстетики». Представителями этого направления называют также Г. Т. Фехнера и И. Фолькельта . Кроме того, Липпс выдвинул теорию эмпатии , являющей собой особого рода психический акт, состоящий в том, что, воспринимая предмет, субъект проецирует на него свои чувства, своё эмоциональное состояние. Таким образом, возникающие эстетические переживания привносятся в произведение искусства самим воспринимающим субъектом . Так, например, при восприятии архитектурных объектов возникает ощущение одухотворенности воспринимаемого. Конструкции из камня и дерева посредством «одухотворения» обретают смысл и содержание, начинают опознаваться человеком как уникальные, единственные в своем роде. Это происходит за счет «вчувствования» человека в созерцаемые формы, то есть за счет проекции возвышенных чувств на предмет эстетического восприятия. Данная теория является прямо противоположной установкам «формальной эстетики», согласно которой красота заключается в формальных законах организации объекта. «Психологическая эстетика», напротив, акцентируется на субъективности, на индивидуальных переживаниях личности, непосредственно влияющих на финальное восприятие объекта эстетической оценки.

Многие мюнхенские ученики Липпса присоединились к Э. Гуссерлю , приняв участие в развитии феноменологического движения. Приход к феноменологическим идеям осуществлялся через разработки психологической школы Липпса. Некоторые исследователи считают, что своим зарождением феноменология обязана моменту пересечению гуссерлевских феноменологических исследований и «мюнхенской феноменологии».

Сочинения

  • Grundtatsachen des Seelenlebens. Bonn, 1883;
  • Komik und Humor, Lpz., 1898;
  • Die ethischen Grundfragen. Hamb., 1899;
  • Ästhetik, Bd 1—2, Lpz., 1903—06;
  • Psychologie und Logik. Munch., 1905;
  • Philosophie und Wirklichkeit. Hdlb., 1908;
  • Leitfaden der Psychologie, 3 Aufl., Lpz., 1909;
  • Psychologische Untersuchungen, Bd 1—2 Lpz., 1907—12; в рус. пер. — Основы логики, СПБ, 1902;
  • Основы логики. Пер. Н. О. Лосского . СПб., 1902.
  • Самосознание, СПБ, 1903;
  • Основные вопросы этики, СПБ, 1905;
  • Руководство к психологии, СПБ, 1907.
  • Философия природы. М., 1914.

См. также

Примечания

  1. Липпс Теодор // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. (англ.) — 1997.
  3. . Дата обращения: 16 апреля 2009. 1 июня 2018 года.

Литература

  • Липов А. Н. «Липпс» // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. М., 2003. С. 274—276.
Источник —

Same as Липпс, Теодор