Interested Article - Монастырь Петра

Монастырь Пе́тра ( греч. Μονή Πέτρας ) — православный мужской монастырь Фессалиотидской и Фанариоферсальской митрополии Элладской православной церкви , расположенный на южных отрогах горного массива Пинд (на высоте 600 метров над уровнем моря), в 27 километрах от города Кардица и четырёх километрах от озера Пластира в центральной Греции . Основан в середине XVI века и является значимым памятником поствизантийской архитектуры. Монастырь стоит на дороге, ведущей из Катафийона в поселение близ Ламберона .

Название монастыря (буквально греч. Μονή Πέτρας — «монастырь скалы») связано с тем, что обитель расположена на вершине высокой и широкой скалы ( греч. πέτρα — «пе́тра»), которая возвышается над горным ущельем, и не связано с именем Пётр .

История монастыря

Основание

Богородица Гликофилуса

У подножия восточной части скалы находится большая пещера. В середине XVI века, согласно преданию, жители находящегося неподалёку селения Соти́ра увидели свет, исходящий из пещеры. Ведомые этим светом и дойдя до расщелины скалы, они обрели образ Пресвятой Богородицы Гликофилусы . Жители перенесли икону в свой деревенский храм, но она неоднократно исчезала и снова оказывалась в пещере. Это было сочтено знамением Божиим и было принято решение о строительстве на этом месте монастыря. Главный храм обители было решено посвятить Успению Пресвятой Богородицы .

До окончания строительства монастыря, первые насельники обители проживали в самой пещере.

В ранней летописной записи о работах по строительству обители, в кодексе 44 сборника Алексия Колива́ за 1557 год, говорится о смерти одного «мастера», который являлся одним из ведущих строителей храма.

Известно, что постройка храма началась немного раньше этого времени, то есть около 1550 года.

В 1593 году, по окончании строительства кафоликона , состоялось перенесение иконы Пресвятой Богородицы из пещеры в храм «в соборе иереев и многих жителей со всех соседних деревень», где она и находится до сих пор.

В 1595 году монахи покидают пещеру и поселяются в отстроенном ансамбле, который был почти закончен. Первые ктиторы монастыря записаны в помяннике 1600 года: монахи Филарет, Даниил, Лаврентий и Зосима, которые взяли на себя все труды по основанию монастыря. Позже говорится о иеромонахах Парфении, Неофите и Савве.

В 1625 заканчивается роспись кафоликона .

Монастырь в XVII—XIX веках

Госпожа ангелов. Начало XVII в.

В XVII—XIX веках Петра переживает период расцвета. Это обусловлено расположением монастыря в горной области Аграфа , которая фактически была не подконтрольна турецкой администрации.

В 1666 году посольство монахов монастыря отправилось в Константинополь к Вселенскому Патриарху Парфению IV, чтобы попросить помощи монастырю. Сведения об этом дают послания митрополита Евгения Этолийского, находившегося тогда в Константинополе , к митрополиту Ларисы Дионисию, в которых Евгений просит оказать любую возможную помощь представителям монастыря. Это послание подействовало благотворно на Дионисия и несколькими годами позже, когда Дионисий стал Патриархом, в обители были проведены значительные работы.

В условиях турецкого ига, монастырь Петра часто находился в крайне тяжёлом финансовом положении и был вынужден регулярно обращаться за финансовой помощью к России. Монахи регулярно посещали Россию с целью сбора пожертвований. В кафоликоне монастыря сохранился деревянный хорос (вид паникадила ), подаренный обители российской императрицей Екатериной II

Во время второго путешествия (в 1763 1773 гг.) Космы Этолийского , после валашских селений в горах Пинда , он посещает горные деревни Аграфы. После паломничества в монастырь Короны, он посетил Петру, которая произвела на него огромное впечатление торжественностью храма, исключительностью фресок и большой библиотекой. Он говорил, что трудно представить такого святого, который не был бы изображён на фресках монастыря. На холме «Три дерева», расположенного недалеко от монастыря, он собрал жителей трёх деревень и обратился к ним с проповедью, после чего воткнул в одно из деревьев железный крест, который виден до сих пор.

В этот период в Петре существовала тайная школа, в которой обучались местные жители. Сохранились и имена преподавателей; ими были священники Григорий Паврола и Аввакум из расположенной рядом деревни Катафийон.

Во время Греческой революции стал известен насельник монастыря иеромонах Кирилл. Он состоял в тайном обществе Филики Этерия и в 1821 году участвовал в проповеди восстания в Молдовлахии на стороне Александра Ипсиланти . После подавления восстания на территории придунайских княжеств, все спасшиеся греки и балканцы бежали в Австрию и Россию, чтобы уберечься от мести турок. Кирилл с группой из 1002 человек и иеромонахом Гедеоном из афонского монастыря Великая Лавра ушли в русский город Оргеев , где и были задержаны его властями.

Герой Греческой революции Георгий Караискакис в 1822 году приходит вместе со своим отрядом в монастырь, где и встречает с монахами Пасху 1823 года . Известен ряд писем Караискакиса, посланных из Петры. Здесь он пишет послание Христосу Янко в связи с восстанием суллиотов и их враждующих группировок Буковалы, Рагу и Андрея Иско.

Петра сыграла важную роль во время Эпиро-Фессалийского восстания 1869 1886 годов , когда монастыри использовались как центры восстания. В апреле 1878 года епископ Китрский Николай, после своей неудачной попытки поднять восстание в Западной Македонии принял неизбежное решение отступить с оставшимися войсками в Фессалию . Петра гостеприимно приняла повстанцев епископа Николая.

Петра в XX веке

После освобождения Фессалии от власти турок, монастырь переживает сильный упадок, число монахов резко сокращается.

Петра в 1938 году

В 1907 году монастырь Редина передаётся монастырю Петра, который, в свою очередь, в 1909 г. передаётся в подчинение соседнему монастырю Короны. В 1925 году Петра опять получает самостоятельность.

В 1927 году вследствие пожара сгорает восточное крыло келейного корпуса и превращена в развалины звонница.

В период немецкой оккупации и гражданской войны с 1941 по 1945 годы монастырь становится центром сосредоточения отрядов красных партизан Гавры, Логофета и Ламбета. В этот сложный период, также как и в последующую эпоху, были отмечены кражи церковных реликвий, а всё, что сохранилось, ныне находится в церковном музее Фессалиотидской епархии, монастыре Короны и в Византийском музее г. Афин .

В 1946 году умирает последний игумен монастыря Косьма Кукузелис.

В 1967 г. монастырь Петра был провозглашён охраняемым памятником истории.

Разрушенная келлия

В 1981 г. в результате пожара в своей келье погибает последний монах монастыря Леонтий, живший в нем практически в одиночестве с 1953 года.

К этому времени кельи монастыря приходят в совершенно нежилое состояние и по большей части снесены. Из всего монастырского ансамбля остаётся только кафоликон. Храм начинает разрушаться: в куполе и стенах возникают большие трещины, осыпаются фрески.

В 1982 г. исследователь П.М. Милонас запечатлел на страницах сборника Национального Мецевского университета «Храмы Греции после Завоевания» архитектурную и историческую ценность памятника.

В 1993 г. состоялась историческая конференция в честь 400-летия монастыря.

В период с 1996 по 2000 год церковный совет храма Святителя Николая из расположенного недалеко от монастыря селения Катафийон в сотрудничестве с Министерством Культуры Греции и Лазарем Деризьёти из отдела Национальной византийской археологии города Ларисы удачно проводят работы по укреплению стен и купола кафоликона; осуществлено очень качественное восстановление храмовых фресок.

Современная жизнь обители

В 2003 году , по просьбе митрополита Фессалиотидского и Фанариоферсальского Феоклита (письмо за номером протокола 759 от 9.09.2003 г.) и в соответствии с ответным письмом митрополита Фивского и Левадийского Иеронима (за номером протокола 309 от 15.09.2003 г.) монастырь был возобновлён и заселён новым монашеским братством во главе со схиархимандритом Дионисием (Каламбокас) .

В настоящее время в монастыре около 30 насельников. Многие являются выходцами из России, Белоруссии, США, Израиля, Кипра. Чтение иногда идёт и на церковно-славянском языке, хотя можно услышать языки всех народов, которые представлены в братстве. На Пасху Евангелие читается на 12 языках.

Много внимания уделяется духовному образованию, почти все монахи проходят обучение в университетах Афин и Салоник .

В связи с полным разрушением старого монастырского келейного корпуса, братия монастыря проживает в сборных железных домиках — контейнерах.

Галерея

Литература

  • Μυλωνάς, Παύλος Μ. Η Μονή Πέτρας στην Νότια Πίνδο. Αθήνα : Εθνικό Μετσόβιο Πολυτεχνείο, 1970
  • Βλάχος, Τιμολέων Ν. Τα μοναστήρια του νομού Καρδίτσας. Εκδόσεις Γιαχούδη. 2007, стр. 109-137
  • Εκκλησίες στην Ελλάδα μετά την 'Αλωση. Αθήνα : ΠΑΝΕΠΙΣΤΗΜΙΑΚΕΣ ΕΚΔΟΣΕΙΣ ΕΘΝΙΚΟΥ ΜΕΤΣΟΒΙΟΥ ΠΟΛΥΤΕΧΝΕΙΟΥ, 1998. τ.2, стр. 121-137
  • Ζωή Γερούκη. Ιερά Μονή Πέτρας Καταφυγίου Αγράφων. Θεσσαλονίκη, 1973
  • Ιεζεκιήλ, Μητροπολίτου Θεσσαλιώτιδος και Φαναριοφερσάλων του από Βελανιδιάς, «Αι «Ιεραί Μοναί της Πίνδου» αρχική έκδοση 1929, επανέκδοση 1993 από την Ενωση Αγραφιώτικων Χωριών Ν. Καρδίτσας, επιμέλεια Γ. Κλήμος, σελ. 78, Καρδίτσα 1993.
  • Ένωση Αγραφιώτικων Χωριών Ν.Καρδίτσας. Άγραφα : εκκλησίες και μοναστήρια, αρχαιολογικοί χώροι, παραδοσιακά κτίσματα. Ένωση Αγραφιώτικων Χωριών Ν.Καρδίτσας, 1999
  • Κλήμος Γεώργιος. Το χρονικό της Ι.Μ. Πέτρας Καταφυγίου. 2001
  • Παπαλέξη Κονσταντίνος. Η εις Άγραφα Ιερά Μονή Πέτρας. Αθήνα 1978
  • Σδρόλια Σταυρούλα. Η ζωγραφική της Μονής Πέτρας, Πρακτικά Συνεδρίου 400 χρονών (1593-1993) Μονής Πέτρας, Καταφύγι Καρδιτσάς 1994
  • Σοφανιού Δ. Δύο Κώδικες της Μ. Αγ. Στεφάνου Μετεώρων, Πρακτικά Συνεδρίου 400 χρονών (1593-1993) Μονής Πέτρας, Καταφύγι Καρδιτσάς 1994
  • Τσιτσά Σεραφείμ. Μονή Πέτρας, "Καρδίτσα" τεύχ. 90 σ. 15, Καρδίτσα 1972
Источник —

Same as Монастырь Петра