Франкино Гафу́ри
, или
Франкин Гафу́рий
(
Franchinus Gaffurius/Gafurius, Franchino Gaffurio/Gafori
;
14 января
1451
(1451-01-14) ,
Лоди
—
25 февраля
1522
,
Милан
) — итальянский теоретик музыки и композитор. Теоретические труды писал на латинском и итальянском языках. Наиболее известен трактат Гафури «Музыкальная практика», в четырёх книгах. Автор 18
месс
, 11
магнификатов
, нескольких десятков
мотетов
.
Биография
Изучал теологию и был певчим в бенедиктинском монастыре родного города, там же был рукоположён в священники в 1473 или 1474 году. В 1474-75 годах жил в
Мантуе
. В 1476-77 годах преподавал музыку в
Вероне
и
Генуе
. С 1478 жил в разных городах Италии, служил капельмейстером в соборах
Неаполя
,
Бергамо
, с 1484 капельмейстер кафедрального собора в
Милане
. Профессор музыки Миланского университета (1497; сам себя гордо именовал Regius musicus). Оставался в Милане и после завоевания города французами в 1500.
Музыкально-теоретическое учение
В начале научной деятельности испытал сильное влияние
Боэция
, также хорошо знал
Маркетто Падуанского
(собственноручно переписал его трактат «Lucidarium»),
Франко Кёльнского
,
Иоанна де Муриса
, Уголино из Орвието. В трактате «Музыкальная практика» очевидно влияние
Иоанна Тинкториса
, вплоть до копирования его нотных примеров. Под влиянием передовых гуманистов в Милане в 1490-х годах стремился освоить оригинальные трактаты греческих философов и музыкантов; не зная греческого языка, заказывал их переводы. В позднем трактате «Труд о гармонии музыкальных инструментов» ощутимо влияние
гармоники
Птолемея
; в частности, опираясь на Птолемея, он впервые дал описание
синтонической (напряжённой)
диатоники
.
Более 20 лет состоял в полемической переписке с болонским учёным
Джованни Спатаро
(1458-1541). Эта грандиозная полемика, начавшаяся вокруг критики в трактатах Гафури учителя Спатаро
Рамоса де Парехи
и расширившаяся затем далеко за пределы теории Рамоса, нашла отражение в трёх трактатах Гафури («Апология», «Первое послание» и «Второе послание») и двух трактатах Спатаро
.
Возможный портрет
Ранее предполагалось, что на «
Портрете юноши-музыканта
», который традиционно приписывают
Леонардо да Винчи
, изображён Гафури. Ныне это предположение считается маловероятным (в частности, по той причине, что Гафури в момент создания портрета было почти сорок лет)
. По другой версии, портрет изображает
.
Трактаты и переводы
Инкунабулы и палеотипы
Theoricum opus musice discipline («Теоретический труд о предмете музыки»; Неаполь, 1480; R Lucca, 1996);
Theorica musicae («Музыкальная теория»; Милан, 1492); англ. перевод: W.K. Kreyszig (New Haven, CT, 1993); итальянский перевод: Ilde Illuminati & Fabio Bellissima (Firenze, 2005);
Tractato vulgare del canto figurato («Трактат о многоголосной музыке, на итальянском языке», Милан, 1492); напечатан под именем его ученика Франческо Казы (Caza); представляет собой сокращённую итальянскую версию 2-й кн. трактата «Музыкальная практика»; нем. перевод: J. Wolf (Berlin, 1922);
Practica musice («Музыкальная практика»; Милан, 1496); англ. перевод: Clement A. Miller, в кн.: Musicological Studies and Documents, XX (1969); издание и англ. перевод: I. Young (Madison, WI, 1969); (Firenze, 2017);
Angelicum ac divinum opus musice («Ангельское и божественное назначение музыки»; Милан, 1508), на итальянском языке, в основе — трактат «Музыкальная практика»;
De harmonia musicorum instrumentorum opus («Труд о гармонии музыкальных инструментов»; Милан, 1518);
Apologia… adversus Joannem Spatarium et complices musicos bononienses («Апология против
Джованни Спатаро
и его сторонников, болонских музыкантов»; Турин, 1520);
Epistula prima in solutiones obiectorum Io. Vaginarii Bononien. («Первое послание — ответ на возражения болонца Джованни Ваджинарио»
; Милан, 1521);
Epistula secunda apologetica («Второе апологетическое послание»; Милан, 1521).
Рукописи
Extractus parvus musicae («Краткий конспект учения о музыке», ок. 1474); ed. F.A. Gallo (Bologna, 1969);
Tractatus brevis cantus plani («Краткий трактат о
плавном пении
», ок. 1474);
Theorie musice tractatus («Трактат по теории музыки», ок. 1479); ранняя, рукописная редакция трактата «Theoricum opus musice»;
Musices practicabilis libellum («Книжечка о музыкальной практике», 1480), ранняя, рукописная редакция 2-й книги трактата «Музыкальная практика»;
Tractatus practicabilium proportionum («Трактат об употребительных числовых отношениях», ок. 1482), ранняя, рукописная редакция 4-й книги трактата «Practica musice»;
Micrologus vulgaris cantus plani («Микролог о плавном пении, на итальянском языке», ок. 1482);
Liber primus musices practicabilis («Книга первая музыкальной практики», 1487); ранняя, рукописная версия кн. 1 трактата «Музыкальная практика»;
Glossemata quaedam super nonnullas partes theoricae Johannis de Muris («Некоторые
глоссы
к отделам музыкальной теории
Иоанна де Муриса
», 1499).
«Dilucide et probatissime demonstratione» (1521) и «Errori de Franchino Gafurio» (1521)
Франкин Гафурий из Лоди тщательнейшим образом написал три тома о музыке - о теории, о практике и о музыкальных инструментах.
Гармония — это согласие разногласного.
Буквально «торговца ножнами» (лат. vagina — ножны; оно же означает влагалище), латинское заглавие вышучивает имя Спатаро (Спадаро), от итал. spada (spata) меч. Дед Спатаро был торговцем оружием.
Литература
Praetorius E.
Die Mensuraltheorie des Franchinus Gafurius und der folgenden Zeit bis zur Mitte des 16. Jahrhunderts. Leipzig, 1905 (= Publikationen de Internationalen Musikgesellschaft 2).
Kinkeldey O.
Franchino Gafori and Marsilio Ficino // Harvard Library Bulletin, I (1947), pp.379–82.
Caretta A., Cremascoli L., Salamina L.
Franchino Gaffurio. Lodi, 1951.
Miller C.A.
Gaffurius's Practica Musicae: origin and contents // Musica Disciplina, XXII (1968), pp.105–28.
Miller C.A.
Early Gaffuriana: New answers to old questions // Musical Quarterly, LVI (1970), pp.367–88.
Palisca C.
Humanism in Italian Renaissance musical thought. New Haven: Yale University Press, 1985 (см. с. 191-232).
Airoldi R.
La teoria del temperamento nell' età di Gioseffo Zarlino. Cremona, 1989.
A correspondence of Renaissance musicians, ed. by B.J. Blackburn, E.E. Lowinsky, C.A. Miller. Oxford, 1991.