Вурос, Иоаннис
- 1 year ago
- 0
- 0
Иоаннис Мексис ( греч. Ιωάννης Μέξης ) или Хадзияннис Мексис ( греч. Χατζηγιάννης Μέξης ; 1754 — 1844 ) — греческий судовладелец, политик и меценат, участник Освободительной войны Греции 1821—1829 годов.
Род Мексисов ведёт своё начало из Северного Эпира . По причине турецких гонений, почти все семьи клана Мексисов, в начале 18-го века ушли из Эпира и обосновались в других областях Греции. Военачальник Теодорос Мексис обосновался первоначально в Леонидионе в Аркадии , а затем перебрался на остров Спеце . Иоаннис, старший сын Теодороса, родился на Спеце в 1754 году (по другим данным в 1756 году) .
К концу десятилетия 1790-х, Иоаннис Мексис совершил поездку в Палестину и с тех пор, как тогда было принято у православных на Балканах, получил арабский эпитет Хадзис (как совершивший христианский « хадж »).
Как и большинство специотов, Мексис с молодости обратил свои взоры к морскому делу. Будучи способным и рискованным, Мексис преуспел в морском деле, став одним из самых видных судовладельцев острова. Масштабы его коммерческой и судоходной деятельности характеризует следующий факт: В 1803 году одно из его судов, с грузом зерна на борту, было захвачено пиратами. Если для какого-либо мелкого судовладельца это было бы катастрофой, то Мексису удалось скомпенсировать убытки в течение года, за счёт доходов от других судов .
Мексис был женат на Диаманто Мораити, дочери коммерсанта Николаоса Морайтиса из Пелопоннеса . У Мексиса было 9 детей: 4 сына и 5 дочерей. Женитьбой своих детей он укрепил связи с большинством знатных семей Спеце, что утвердило его положение в «аристократических» слоях острова. Его сыновья были женаты на дочерях известных судовладельцев острова А. Гиниса Ласкарины Бубулины и Лазароса . Младший, Георгиос, (1810—1837) был женат на дочери одного из самых знатных коммерсантов и судовладельцев острова Идра Георгия Кундуриотиса , но умер в возрасте 27 лет. Один из его сыновей, Панайотис (1800—1885), принял участие в Освободительной войне на собственном судне и стал в старости председателем совета старейшин Спеце. Впоследствии (после окончания Освободительной войны 1821—1829) его сын, Теодорос, стал депутатом от Спеце. Другой сын, Николаос, стал мэром Спеце и морским министром при короле Оттоне . Дочь, Каломира, вышла замуж за судовладельца . Остальные дочери вышли замуж за сыновей судовладельцев Н.Ламбру, А.Маниатиса и Г.Куциса .
В конце 1818 года, султанским фирманом, Мексис был назначен «Назиром» острова, то есть первым среди его знати, имея под своим командованием и османского жандарма острова. Это назначение ознаменовало также и официальную автономию Спеце, находившегося до того под управлением соседнего острова Идра .
Во внутренних делах острова Мексис и его «аристократическая» партия противостояли «народной» партии, которую возглавляли братья Ботасис. Мексис негативно относился к революционной греческой организации Филики Этерия . Характерен эпизод, когда греческий военачальник и один из «апостолов» Этерии, Анагностарас , пытался убедить Мексиса вступить в Этерию. Мексис ответил, что в «Общество» он не вступит, пока не убедится, что во главе стоит российский министр, грек Каподистрия, Иоанн :A-280 .
Осторожность Мексиса и других судовладельцев Спеце, также как и судовладельцев острова Идра , отчасти объяснятся тем, что они не хотели рисковать своим состоянием и общественным положением. Эти острова получили от осман режим автономии, с единственным обязательством платить налоги и поставлять моряков (меллахидов) на османский флот. Более того, в отличие от Идры, специотам удалось отделаться от обязательства ежегодно поставлять османам 100 моряков, выплачивая по 300—500 турецких грошей за моряка. В случае начала войны, судовладельцы рисковали своими кораблями, капиталом и имуществом. К тому же, специоты ещё помнили полное разрушение своего острова, когда полвека тому назад они приняли участие в восстании 1770 года вызванного первой архипелагской экспедиции русского флота .
С началом революции в марте 1821 года, восставшие Пелопоннеса обратились за содействием к островам Спеце и Идра. Как пишет А.Хадзианаргиру: «общественность была взволнована и готова к взрыву, но судовладельцы не торопились» . При этом, не примкнув ещё к восставшим, специоты послали 30 марта боеприпасы в лагерь Петроса Мавромихалиса .
Мексис отправился на Идру, согласовывать действия с тамошними судовладельцами. Здесь он обнаружил, что судовладельцы-идриоты находились под аналогичным давлением гетериста капитана Антониса Иконому , настаивавшего на немедленном выступлении.
Между тем, развитие событий на Спеце было стремительным. 2 апреля, на собрании судовладельцев, было вновь принято решение ожидать выступления Идры. После собрания, братья Ботасисы и другие гетеристы острова заняли, без сопротивления, канцелярию острова и вывесили флаг Революции. Мексис вернулся на остров. На новом собрании судовладельцев было принято решение признать свершившиеся события и готовить корабли к походу. В церкви Святого Николая (покровителя острова) была проведена торжественная служба. Был сформирован революционный комитет, во главе с Мексисом, и посланы сообщения о вступлении Спеце в войну на Пелопоннес и острова Идра и Псара . Было принято решение послать корабли к Дарданеллам и к берегам Малой Азии , с целью совершить рейды и вызвать восстания местного греческого населения Ионии . Были посланы две эскадры для блокады и участия в осаде крепостей Монемвасия (11 кораблей) и Навплион (8 кораблей).
Мексис предоставил четыре своих судна, « Фемистокла », « Эпаминонда », « Леонида » и « Перикла ». Это были бриги построенные в период 1816—1820 годов. Согласно историку острова А.Хадзианаригиру, корабли Мексиса «были среди лучших на греческом флоте» .
«Фемистокл», под командованием старшего сына Мексиса, Теодороса (род.1787), 29 сентября 1821 года принял участие в морском бое в заливе у города Кипарисия . В ходе боя, Фемистокл сел на песчаные отмели в устье реки Алфей . Экипаж, перед тем как оставить бриг, предварительно поджёг корабль. Туркам удалось потушить огонь. Огорчение Мексиса было двойным, как по поводу потери судна, так и по причине того что оно попало в руки врага.
Кроме своих, Мексис предоставил революционному флоту суда, где он был совладельцем вместе со своими зятьями Афродиту (Г. Ламбру), Фемистокла (Г. Куциса), Дюка Михаила (Н. Адриану), Конте Беникса и Александра Первого (Г. Цупаса). Кроме кораблей, Мексис предоставил в годы Освободительной войны финансовые средства, эквивалентные 735.360 золотых драхм, на содержание флота. Историк Д.Коккинос пишет, что финансовый вклад Мексиса в войну соизмерим с вкладом семьи идриотов Кунтуриоти .
Финансовые издержки Мексиса за годы войны подтверждаются существенным ухудшением экономического состояние семьи после окончания Освободительной войны в 1829 году. В силу своего возраста (67 лет к началу Революции) Мексис не принимал участие в боевых действиях флота, но председательствовал на советах судовладельцев острова на всём протяжении войны. Ипсиланти, Дмитрий Константинович назначил его председателем комитета, который делил трофеи между общиной и моряками. Мексис был избран представителем Спеце на Национальных собраниях Эпидавра и Аструс.
.
Всего лишь раз 68-летний Мексис принял непосредственное участие в военных действиях, но заслужил право быть отмеченным историками войны. В августе 1822 года османский флот (87 единиц, из которых 6 линейных кораблей и 15 фрегатов) предпринял попытку уничтожить основные базы греческого флота, острова Идра и Спеце. Объединённый флот трёх греческих островов (включая флот острова Псара ) насчитывал 57 вооружённых торговых судов и 10 брандеров :В-275 .
При приближении османского флота, всё население Спеце перебралось на соседнюю, скалистую и более удобную для обороны, Идру. Только 60 человек, возглавляемые Мексисом и Анастасием Андруцосом, остались на родном острове «поклявшись быть погребёнными на земле, где они родились».
Вместе с Мексисом, умереть в бою за родной остров остались его сын, Николаос, и зятья И. Куцис, Д. Ламбру и Н. Лазару. Под командованием Мексиса, были установлены три пушечные батареи. Самая сильная из них была расположена на входе в Старую гавань. По приказу Мексиса были собраны все имеющиеся на острове головные уборы, которые были нанизаны на кустарники по побережью. Вместе с огнями, зажжёнными в разных частях острова, это должно было создавать видимость присутствия на острове больших сил.
В морском сражении 8 сентября 1822 года, на виду стрелявших по туркам береговых батарей, объединённый флот трёх греческих островов одержал верх и османский флот «бежал, гонимый греческими брандерами» :В-276 . При этом, именно крики «благородного старейшины Мексиса, взывавшего к Отечеству, Вере и Чести» , поощряли героя того сражения, брандериста Космаса Барбациса, направить свой брандер на турецкий флагман.
По окончании Освободительной войны, Мексис был среди сторонников первого правителя воссозданного греческого государства, Иоанна Каподистрии. Мексис оставался до конца горячим сторонником и другом Каподистрии. Каподистрия отвечал ему взаимным уважением и назначил Мексиса председателем комитета по постройке школы на острове и поручил ему распоряжаться имуществом монастыря Святого Николая.
Мексис одним из первых осознал необходимость образования молодёжи на острове и выделил в октябре 1833 года 1000 таллеров на создание школы, плюс 200 таллеров, каждый год, на её содержание. Он также предусмотрел в своём завещании финансовую поддержку школы.
В политической жизни страны Мексис состоял в так называемой «русской» партии :365 . Мексис вызывал уважение как взошедшего на греческий трон баварца Оттона , так и его отца короля Баварии Людвига , которого он принимал в своём особняке на Спеце в 1835 году. Знаком королевского признания было также избрание Мексиса в 1835 году членом Государственного совета :375 . 9 мая 1841 король, собственноручно, вручил Мексису, в его особняке на Спеце, высшую награду греческого государства, Орден Спасителя . Иоаннис (Хадзияннис) Мексис умер на своём родном острове в возрасте 90 лет, в ночь с 22 на 23 августа 1844 года, прожив жизнь « полной богатства, славы и чести, господствуя своей сильной личностью в жизни своего острова» .
Особняк Мексиса на Спеце был построен в период 1795—1798. В 1938 году особняк был подарен государству наследниками Мексиса, Каломирой Мекси и Никетой Терсиоти. Сегодня в здании располагается и исторический архив острова . Перед зданием музея установлен бюст Мексиса.