Екатеринбургский театр оперы и балета
- 1 year ago
- 0
- 0
Екатеринбýргский госудáрственный академи́ческий теáтр óперы и бале́та (также Урáл Óпера Бале́т ) — стационарный театр оперы и балета в Екатеринбурге , основанный в 1912 году. Здание построено по проекту инженера В. Н. Семёнова . Именно здесь 8 ноября (26 октября) 1917 года на экстренном заседании Екатеринбургского Совета рабочих и солдатских депутатов было объявлено об установлении советской власти в городе и на Урале .
Екатеринбургский театр оперы и балета получил четыре премии на фестивале «Золотая маска-2020» в Москве, в том числе — главную «Золотую маску» за «Лучший оперный спектакль»
В 1870-х годах представители местной интеллигенции организовали Екатеринбургский музыкальный кружок (официальный статус — с 1881 года) . Оперная труппа впервые появилась в Екатеринбурге в сезоне 1879—1880 годов: её привёз антрепренёр Пётр Медведев . В дальнейшем оперные антрепризы выступали здесь не раз, а с 1907 года стали ежегодными.
В 1902 году Екатеринбургской думой был объявлен всероссийский конкурс на лучший проект театрального здания, специально предназначенного для оперных спектаклей .
Победителем стал петербургский гражданский инженер Владимир Семёнов , представивший проект под девизом «Светлана» (молодому тогда автору помогал архитектор Константин Бабыкин ). Закладка фундамента состоялась в 1910 году на Дровяной площади на месте деревянного цирка, существовавшего здесь с 1896 года. В 1912 году строительство «Нового городского театра» со зрительным залом подковообразной формы, рассчитанным на 1200 мест, было завершено. Устройство здания с удобными внутренними помещениями, в частности, предназначенных для артистов, предполагало полноценное существование стационарного театрального коллектива .
Парадным фасадом театр обращён к Главному проспекту . Центральный ризалит , акцентирующий вход, декорирован нарядными балконами с балюстрадами , лепными украшениями и аттиком , завершённым в центре скульптурной группой из трёх муз . Фасадные плоскости декорированы многочисленными лепными деталями: розетками , растительными орнаментами, скульптурными барельефами. Венчающая часть здания украшена балюстрадами с изящными башенками .
Театр открылся 29 сентября ( 12 октября ) 1912 года оперой Михаила Глинки « Жизнь за царя ». Первым главным дирижёром театра стал Сильвио Барбини . Богатые традиции частных антреприз, гастрольных трупп и многолетняя деятельность Екатеринбургского музыкального кружка помогли театру быстро обрести уверенность и собственное имя. В 1914 году постановкой Ф. Ф. Трояновским «Волшебной флейты» Р. Дриго началась летопись Екатеринбургского балета , в труппе которого поначалу танцевали 8 человек (Лазарева, Гаретта, М. А. Стекль, Н. Средницкая, Р. И. Баланотти).
26 октября ( 8 ноября ) 1917 года в здании театра состоялось открытое заседание Екатеринбургского Совета рабочих и солдатских депутатов, на котором было провозглашено установление советской власти в городе и на Урале . После революции театр был закрыт, вновь открылся в 1919 году. В 1922 году была заново создана балетная труппа, её первым спектаклем стала «Коппелия» Л. Делиба в постановке П. К. Йоркина.
В 1925—1926 годах главным режиссёром театра был Александр Улуханов — им поставлены оперы « Сказка о царе Салтане » и « Вертер ». Среди дирижёров был Лев Штейнберг (1926—1928). С середины 1920-х годов в репертуаре стали появляться произведения советских авторов, театр называли «лабораторией советской оперы», нередко на афише стоял гриф: «право первой постановки принадлежит театру». Театр обращался и к творчеству уральских композиторов: В. Трамбицкого , Г. Белоглазова , К. Кацман , К. Муллера , А. Фридлендера . Постановщиками спектаклей были: И. Д. Бельский , , Ю. Н. Григорович , П. К. Йоркин, М. Ф. Моисеев , Е. Я. Чанга , А. В. Чичинадзе , Л. В. Якобсон .
В 1924 году театр был переименован, став
Государственным оперным театром имени
А. В. Луначарского
, а с 1931 года —
Свердловский театр оперы и балета имени А. В. Луначарского
.
В 1936 году площадь перед театром была благоустроена по проекту архитектора
Сигизмунда Домбровского
.
В 1981—1982 годах проводилась реконструкция здания. В 1982—1985 годах под руководством архитектора и художника Георгия Шишкина велись работы по созданию музея театра. Им были выполнены две настенные росписи и галерея портретов солистов театра (он же является автором фонарей, стоящих перед зданием театра и в Историческом сквере).
В 1962 году театр был награждён орденом Трудового Красного Знамени , с 1966 года — носит звание академического. Театр дважды удостаивался Государственной премии СССР: в 1946 году (тогда — Сталинская премия ) за постановку оперы « Отелло » Дж. Верди , первым из периферийных театров, и в 1987 году — за сценическое рождение оперы В. Кобекина «Пророк». Свердловская опера — один из первых оперных театров СССР, решившихся на постановку итальянской оперы на языке оригинала (« Сила судьбы » Дж. Верди).
В 1990-е годы, после распада СССР, театр переживал кризис, испытывая недостаток финансирования. Усилиями его тогдашнего директора В. С. Вяткина был создан попечительский совет, привлечена спонсорская помощь крупнейших екатеринбургских объединений и банков .
Заметно возросли творческие контакты с зарубежными деятелями театра («Тоска» 1992, «Трубадур» 1995, оба — реж. М.-Ф. Сичилиани) . Для организации гастрольной деятельности в 2000-е годы в театре был создан международный отдел . Гастрольные маршруты труппы — более ста городов в России и бывшем СССР, участие в театральных фестивалях в стране и за рубежом. У театра сложились культурные связи и творческие контакты с Италией, Германией, США, Англией, Кореей. На его сцене выступают именитые гастролёры, проходят музыкальные фестивали.
Художественный руководитель Урал Оперы —
Светлана Зализняк
, солистка оперы в 1966—2001 годах.
Художественный руководитель Урал Балета —
Вячеслав Самодуров
, артист балета в 1992—2011 годах, хореограф.
Директор театра — Андрей Шишкин (с 2006)
.
Среди недавних постановок:
«Amore Buffo» на музыку
Г. Доницетти
(2012), «Борис Годунов»
М. Мусоргского
(2013), «Вариации Сальери» на музыку
А. Сальери
(2013), «Волшебная флейта»
В.-А. Моцарта
(2001), «Граф Ори»
Дж. Россини
(2012), «Греческие пассионы»
Б. Мартину
(2018), «Любовь издалека» на музыку
К. Саариахо
(2021), «Пассажирка»
М. Вайнберга
(2016), «Ромео и Джульетта»
С. Прокофьева
(2016), «Руслан и Людмила»
М. Глинки
(2010), «Сатьяграха»
Ф. Гласса
(2014), «Севильский цирюльник»
Дж. Россини
(2003), «Снегурочка»
Н. Римского-Корсакова
(2006), «Травиата»
Дж. Верди
(2007), «Три сестры»
П. Этвёша
(2019), «Цветоделика» на музыку
П. Чайковского
,
А. Пярта
и
Ф. Пуленка
, «Увертюра» на музыку
А. Сальери
(2018).
В разное время в театре работали: