Храм Николая Чудотворца в Клённиках
- 1 year ago
- 0
- 0
Храм Никола́я Чудотво́рца в Хамо́вниках ( Церковь Святителя Николая в Хамовниках , Николо-Хамовническая церковь , Никольская церковь , Святоникольская церковь ) — храм Центрального благочиния Московской городской епархии Русской православной церкви . Расположен в центре Москвы , рядом со станцией метро «Парк Культуры» и Фрунзенской набережной .
Церковь построена в 1679 — 1682 годах в слободе царских ткачей (хамовников). Памятник московской архитектуры XVII века.
При храме работают воскресная школа и православная гимназия .
Первое упоминание о деревянном храме относится к 1625 году, в 1657 году он был уже каменный, а в 1677-м церковь уже названа своим полным именем «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен».
Ныне существующая церковь заложена несколько в стороне от первоначальной 21 мая 1679 года при царе Фёдоре Алексеевиче , а освящение основного храма состоялось 25 июня 1682 года . Одностолпная трапезная с южным приделом святителя Алексия, митрополита Московского, и колокольня были пристроены позднее ( антиминс для придельного престола был выдан 17 декабря 1694 года). В 1757 году в трапезной был устроен северный придел во имя новопрославленного святителя Ростовского Димитрия (в 1872 году переосвящён в честь иконы Божией Матери « Споручница грешных »).
В 1812 году во время Отечественной войны храм был разорён внутри, но быстро восстановлен. В трапезной были установлены новые иконостасы приделов в стиле классицизма , сохранившиеся до наших дней. В 1845 году в храме появилась настенная роспись, несколько позднее был «обновлён» главный храм (освящён митрополитом Московским Филаретом 2 октября 1849 года). В начале XIX века возведены ограда и ворота.
В 1922 году часть церковных ценностей была изъята . Храм был реставрирован в 1896, 1949 и 1972 годах. Всё время оставался действующим. С 1912 года до кончины в 1960 году в нём бессменно прослужил кандидат богословия протоиерей Павел Лепёхин (1880−1960). Храм почти полностью сохранил внутреннее убранство XIX века; сохранились и старинные колокола (старейший относится к 1685 году). В 1959 году при прокладке Комсомольского проспекта церковная ограда была перенесена ближе к храму .
В 1992 году на колокольню был поднят колокол весом в 108 пудов (1728 кг).
В 2008 году храм Святителя Николая в Хамовниках праздновал 160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных».
Церковь Николая Чудотворца — типичный пятикупольный посадский храм второй половины XVII века с характерно ориентированным планом ( «кораблём» , когда трапезная и колокольня поставлены на главную ось церкви) и традиционным завершением глухого сомкнутого свода ярусами кокошников . Основной объём своей высотой, большими симметрично размещёнными окнами и строгим чередованием крупных кокошников, в нижнем ряду напоминающих закомары , похож на «соборный» тип храма . Детали декора немногочисленны и лаконичны (особенно в сравнении с такими богато украшенными посадскими храмами, как церковь Николы в Столпах и церковь Николы в Пыжах ); они ограничиваются наборными наличниками и изразцами в кокошниках. Зодчие отказались от обычной для русского узорочья нарочитой запутанности декора фасада; внутренняя бесстолпная конструкция храма наглядно выражена в оформлении фасада. Архивольты средних «закомар» опираются здесь на своего рода кронштейны (верхняя часть которых находится на уровне пят свода), а не на обыкновенные для русского зодчества колонки или лопатки . Немногочисленность и однотипность декора компенсируется яркой раскраской фасада. Красно-зелёная роспись наличников, оттенённая белизной стен, перекликается с зелёным цветом помещённых по три внутрь кокошников ромбовидных «муравлёных» изразцов .
Изящная, богато украшенная колокольня храма — один из лучших примеров архитектуры русского узорочья . Высота её увеличена за счёт введения в восьмерике дополнительного этажа под ярусом звона; таким образом колокольня стала одной из самых высоких шатровых колоколен Москвы . Четверики, восьмерик и шатёр колокольни плотно заполнены декором. На западной стене четверика, над входом, размещены три окна. Боковые окна помещены в наборные наличники, а пяты килевидного завершения среднего окна опираются на верхние карнизы боковых окон. Восьмерик украшен ширинками с многоцветными «поливными» изразцами, плотно зажатыми между угловыми филёнками . В нижней части рёбер шатра, над килевидными зубчатыми кокошниками, вставлены дополнительные маленькие кокошнички. На гранях шатра в три яруса размещены окошечки-«слухи» (всего их 32); в нижнем ряду они двойные и увенчаны горками из трёх кокошничков. Всё это, по мнению искусствоведа И. Л. Бусевой-Давыдовой , создаёт ощущение предельной заполненности пространства декором, полной исчерпанности свободного поля .
Внутреннее убранство храма относится к XIX веку . На северной стене сохранились надгробные таблицы XVIII века, следы существовавшего при церкви приходского кладбища .
Главной святыней храма является чудотворная икона Божией Матери « Споручница грешных ».