Interested Article - Политковский, Александр Владимирович
- 2021-12-10
- 1
Алекса́ндр Влади́мирович Политко́вский (род. 15 сентября 1953 , Москва ) — советский и российский журналист , режиссёр и продюсер, телеведущий, политический обозреватель, публицист . Президент созданного им ЗАО «Студия Политковского» . Преподаватель Московского института телевидения и радиовещания «Останкино» , основатель Высшей школы телевидения Александра Политковского.
С 1987 по 1991 год — специальный корреспондент и ведущий информационно-развлекательной программы « Взгляд » . Был одним из создателей телекомпании « ВИD » (16,43 %) , внеся 1265 рублей в уставной фонд ; с 1992 года — член совета директоров этой компании . Избирался народным депутатом РФ в 1990 — 1993 годах .
Карьера
Детство и юность
Александр Политковский родился 15 сентября 1953 года, в знаменитом родильном доме имени Грауэрмана (в самом центре Москвы) . Мать — Вероника Сергеевна Политковская, преподаватель музыки в музыкальной школе . Её отец был репрессирован и после долгих лет тюрьмы освобождён. Родители Александра были в разводе.
Его детство — «детство обычного московского мальчишки» , по словам самого Александра .
После окончания в 1971 году школы рабочей молодёжи недолго работал фотолаборантом, затем служил в армии (1971—1973) .
В 1973 году поступил на телевизионное отделение факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова ( рабфак журналистики) и по окончании в 1979 году стал работать в спортивной редакции Центрального телевидения Гостелерадио СССР .
Телевидение
В 1985 году перешёл из Главной редакции спортивных программ в Главную редакцию программ для молодёжи Центрального телевидения Гостелерадио СССР (т. н. «молодёжку» ), которая производила популярные в то время передачи (« 12-й этаж » и пр.) и слыла авангардом советского телевещания. Александра Политковского в проект « Мир и молодёжь » пригласили Иван Кононов и Владимир Мукусев .
С 1987 года по 1989 год — специальный корреспондент программы «Взгляд» . Сам Александр вспоминал об этом времени не без иронии, называя его одновременно временем «романтического идиотизма и веры во что-то светлое» . Вместе с коллегой, другим ведущим программы «Взгляд», Александром Любимовым готовил выпуски передачи «Взгляд из подполья» , которые подпольно распространялись на кассетах по всему Советскому Союзу . Но проект успеха не имел .
12 декабря 1991 г., являясь членом Верховного Совета РСФСР, Политковский проголосовал за ратификацию беловежского соглашения о прекращении существования СССР .
В ночь с 3 на 4 октября 1993 года Политковский вместе с Александром Любимовым в эфире программы «Взгляд» призвал телезрителей «сидеть по домам», чтобы не допустить кровопролития; также он приезжал в Белый дом и уговаривал депутатов Верховного Совета вступить в переговоры с Ельциным. Вёл программу «Политбюро», однако после того, как в её поддержку публично выступил Александр Руцкой , передача прекратила выходить в эфир с Политковским (по словам самого Александра, Михаил Горбачёв предупредил его, что подобные заявления Борис Ельцин не оставит без внимания) .
С 2003 по 2005 год был ведущим ток-шоу « Тюрьма и воля » на канале ТВЦ .
Студия
В 1997 году Политковский создал и возглавил в качестве президента ЗАО «Студия Политковского» .
Продукция студии:
- документальные и публицистические фильмы для каналов РТР и ТВ-6
- «Тарантас» — о жизни провинциальной интеллигенции ( канал «Культура» ) ,
- серия географических фильмов для канала «Россия» ,
- обучающие кассеты из серии «Я чайник» («Введение в нахлыст», «Мой первый аквариум» и проч.) ,
- «Территория Север» для телеканала «Югра» ( Ханты-Мансийск ),
- историческая публицистика для канала «365».
- «Четыре цвета времени» — канал ТВЦ .
Сам журналист признаёт, что телевидение существенно изменилось, сменились, по его мнению, и ориентиры, и контекст :
«Взгляд» и «Политбюро», « ТВ-6 », «Тюрьма и воля», «Взгляд из подполья» … Это программы своего времени. В журналистике нужно доказывать свою состоятельность каждый день, а не пользоваться какими-то преференциями… Я мог бы после «Взгляда» ничего не делать… Я хочу работать, делать что-то новое… Но откат к тоталитарному прошлому не даёт возможности реализовываться полностью.
Профессиональный вклад
- Журналист Политковский стал первооткрывателем целого ряда тем и имён : например, записал первое интервью с бизнесменом, заплатившем миллионные партийные взносы: кто такой Артём Тарасов , узнала вся страна.
- Первым из советских журналистов применил методику hidden camera ( скрытая камера ). Точнее, работал с радиомикрофоном , что было новаторством на том этапе развития советского ТВ. Был фактически единственным жанровым репортёром среди постоянных ведущих программы «Взгляд» (среди приглашенных «взглядовцев» можно отметить стилистику Артёма Боровика и Евгения Додолева, которые работали в аналогичном амплуа). Это позволяет отнести Политковского к той же плеяде журналистов, к которой принадлежал Александр Невзоров : телеведущих, работающих на грани допустимого действующим законодательством. Вообще — автор активных стендапов в репортажах и сложных внутренних авторских монологов в журналистских расследованиях, в которых коллеги его называют первопроходцем .
- Активно пропагандировал деятельность коллег по «Взгляду», используя такой популярный в конце XX века маркетинговый инструмент как устный выпуск телепередачи; творческие вечера в 1988—1991 годах проходили по всей стране.
- Привнёс в развлекательное телевидение (а передачи молодёжной редакции ЦТ СССР позиционировались именно как развлекательно-просветительские) элементы спортивной журналистики, которую позднее стали называть экстремальной. Например, в одном из сюжетов «Взгляда» провалился в прорубь, вылезая, объяснял, как правильно это надо делать :
Разумеется, поначалу резвились: Политковский продавал какие-то майки, вживаясь в роль кооператора, или вёл репортаж, стоя на голове.
- Автор документальных фильмов «За окнами август» (1992) и «За окнами август-2» (1993) .
- Делал репортажи из Чернобыля, с Курильских островов, Камчатки. Часто посвящал свои материалы проблемам малых народов России .
- Эксперты причисляли Александра к разряду т. н. «честных» журналистов (говоря об имидже) :
главным признаком «честных» была однозначность целей и незамысловатость способов их достижения (отсюда и горячность во взоре, и нарочито-пролетарские манеры). Кто не помнит «честных» Политковского и Мукусева в одной упряжке с фраерствующими (и тщательно замазывающими грех буржуазности и эстетства) Дмитрием Захаровым, Александром Любимовым и Евгением Додолевым во всенародно любимом «Взгляде»?
Фильмография
- Фильм Марины Голдовской A Taste of Freedom ( «Вкус свободы» , 1990 ) о шести неделях из жизни супругов Политковских .
- «За окнами август» (1992).
- «За окнами август-2» (1993).
- Фильм «Братишка 2000» ( 2000 год ) :
Этот фильм Александр Политковский снимал в Чечне, в отряде специального назначения внутренних войск МВД «Русь» , выполняющего боевые задачи. Фильм — попытка показать реальное мироощущение военных профессионалов.
- Фильм «Клыкастые горы» (РТР, июнь 2001 года ) :
Сюжет о маленьком народе сойотов, живущем в Саянах, об их истории, культуре, обычаях, верованиях. Интервью со стариками, которых осталось совсем мало. Оленеводческое хозяйство Даши Дамбаева: белые олени в загоне, стадо, идущее на пастбище.
Цитаты и мнения
Самого Политковского о себе
Политковский не отличался сдержанностью в оценках профессионального мастерства своих коллег . О Владе Листьеве он говорил, что тот «с точки зрения самой профессии ... был достаточно слаб», но отмечал при этом его большой вклад «как основателя эффективного телевидения, технологичного» . Также в одном из эфиров радиостанции « Эхо Москвы » Политковский, обсуждая программу «Взгляд», назвал одного из своих бывших партнёров «толстым кукушонком», который якобы «выкинул всех из гнезда». Имя партнёра Политковский не назвал, но в интервью «Московскому комсомольцу» сказал, что с этим человеком у него никаких дружеских отношений не было и раньше . О генеральном продюсере Первого канала Константине Эрнсте Политковский говорил, что он «напылесосил достаточное количество денег», но предполагал, что в ближайшее время у Эрнста не ожидается грандиозных творческих успехов, поскольку им была «пройдена огромная дистанция деградации» , а также иронично называл деятельность Эрнста на Первом канале «семейным бизнесом» .
По словам Политковского, ещё со времён программы «Взгляд» им был выбран путь творческой свободы «в отличие от коллег, рассматривающих свою работу как сбор средств на свою старость» . Политковский очень тяжело переживал адаптацию к новым условиям свободного общества и рыночной экономики, в том числе и свой уход с телекомпании ВИD , сказав, что на фоне волны приватизации в 1990-е годы рынок «стал вползать в телекомпанию ВИD» и в конце концов «сожрал и Первый канал», после чего Политковскому пришлось покинуть компанию . Современное телевидение он подвергает серьёзной критике, называя его «гадюшником», в жёсткой форме осуждая коммерциализацию телевидения «с бесконечными откатами» и «перекладыванием денег из кармана в карман», возможную предвзятость при создании проектов и их выпуске в эфир, а также систему сотрудничества бизнес-партнёров в СМИ, поскольку признаёт журналистику для себя как творчество, а не как «инструмент извлечения прибыли» .
Об убийстве Владислава Листьева Политковский говорит как о случайности и цепи «случайных событий, вызванных ощущением вседозволенности и неприкасаемости», не признавая версию о возможном убийстве из-за рекламы и исключая причастность Бориса Березовского к случившемуся . В то же время Листьев, по словам Политковского, успел «понабрать кредитов», с которыми были некие «тёмные истории» .
О Политковском
Евгений Додолев цитировал следующее описание стиля работы Политковского — он «занимается не политикой, не экономикой, не социальными проблемами, а „чистой“ журналистикой: выкапывает удивительные сюжеты и доносит их до зрителя» . Казахский портал np.kz писал, что для Политковского важно было заниматься творчеством вместо бизнеса и оставаться свободным журналистом, так как «в настоящее время, оставаясь свободным, работать в политической журналистике практически невозможно» .
Личная жизнь
Семья
Александр Политковский был женат на журналистке и правозащитнице Анне Политковской . Согласно книге Евгения Додолева «Битлы перестройки», они познакомились в период, когда Анна была ещё школьницей , а за невестой Александр приехал с авоськой , в которой была бутылка водки (была выпита в ЗАГСе). От этого брака у Александра и Анны есть сын Илья и дочь Вера. Вместе Александр и Анна прожили 21 год , фактически расставшись в 2000 году, но не расторгая брак до самой кончины Анны .
Анна Политковская погибла 7 октября 2006 года : её убили неизвестные в подъезде её же дома . По мнению Александра, его супруга была убита из-за профессиональной деятельности , а в её смерти мог быть заинтересован Владимир Гусинский , однако он предполагает маловероятным раскрытие убийства . По его словам, «всегда были, есть и будут» люди, которые захотят нажиться и пропиариться на этом убийстве . По мнению сына, Ильи, к убийству матери «причастны отдельные сотрудники ФСБ и их агенты» .
Анну Александр называл сложным человеком , при этом разделяя свои личные отношения с ней и профессиональные качества. Он говорил, что и она помогала ему стать журналистом, и он помогал ей стать самостоятельной журналисткой, особенно после 1996 года. Себя он характеризовал как репортёра, а вид деятельности Анны характеризовал не столько как журналистику, сколько как «то ли писательство, то ли что-то ещё» и как «некую тревогу о справедливости, изливаемую на газетные полосы». Как репортёр, он не одобрял её страсть к «сочинительству» .
Хобби и увлечения
Александр владеет чешским и испанским языками. В молодости увлекался карате и даже имел т. н. «коричневый пояс». Среди увлечений, о которых рассказывает коллегам-журналистам — рыбалка в северных регионах страны нахлыстом и эксклюзивная аквариумистика .
См. также
- « Взгляд »
Примечания
- ↑ .
- . Дата обращения: 31 октября 2010. Архивировано из 14 ноября 2011 года.
- . Дата обращения: 27 апреля 2020. 9 апреля 2019 года.
- . Дата обращения: 1 ноября 2010. 5 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 18 июня 2017. 23 марта 2017 года.
- ↑ . Дата обращения: 26 марта 2009. Архивировано из 26 марта 2009 года.
- . Дата обращения: 1 ноября 2010. 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 23 марта 2010. 7 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 2 ноября 2010. 21 февраля 2015 года.
- . Дата обращения: 2 ноября 2010. 4 марта 2016 года.
- (недоступная ссылка)
- в социальной сети Facebook
- . Дата обращения: 21 декабря 2023.
- . Дата обращения: 21 декабря 2023.
- . Дата обращения: 21 декабря 2023.
- . Дата обращения: 11 сентября 2009. Архивировано из 31 марта 2019 года.
- . Дата обращения: 1 мая 2009. 1 мая 2009 года.
- . Дата обращения: 20 ноября 2009. 5 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 4 декабря 2010. 26 июня 2015 года.
- ↑ . Дата обращения: 11 сентября 2009. 3 ноября 2011 года.
- . Дата обращения: 27 апреля 2020. 25 октября 2020 года.
- . Дата обращения: 11 сентября 2009. Архивировано из 31 марта 2019 года.
- ↑ . Дата обращения: 18 сентября 2015. 17 ноября 2018 года.
- Бабурин С. Н. . // Национальные интересы : журнал. — М. : Институт национальной стратегии реформ, 2006. — № 5 . 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 1 декабря 2013. 26 января 2021 года.
- ↑ Евгений Додолев. . Свободная пресса (4 марта 2010). Дата обращения: 20 апреля 2020. 3 июля 2017 года.
- ↑ . Вечерняя Москва (26 августа 2004). Дата обращения: 5 июня 2020. 13 января 2020 года.
- ↑ . Дата обращения: 23 марта 2010. 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 17 ноября 2009. 30 октября 2008 года.
- . Дата обращения: 21 января 2010. 16 мая 2010 года.
- . Дата обращения: 18 ноября 2009. 26 июня 2009 года.
- . Дата обращения: 18 ноября 2009. Архивировано из 22 мая 2011 года.
- . Дата обращения: 18 ноября 2009. 11 мая 2009 года.
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 6 августа 2007. Архивировано из 6 августа 2007 года.
- . Дата обращения: 27 апреля 2020. 16 декабря 2019 года.
- . Дата обращения: 8 марта 2010. 9 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 31 октября 2010. 10 декабря 2012 года.
- // Сеанс. — 2006. — 20 декабря. 26 сентября 2020 года.
- Ринат Сагдиев, Ксения Болецкая. Ведомости . — 2010. — 1 ноября ( № 206 (2724) ). 4 августа 2021 года. //
- . Газета.Ru . Дата обращения: 7 января 2020. 28 декабря 2019 года.
- . Лента.ру (1 марта 2020). Дата обращения: 20 апреля 2020. 2 марта 2020 года.
- . Дата обращения: 19 апреля 2012. 19 апреля 2012 года.
- . Дата обращения: 1 ноября 2010. 5 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 11 сентября 2009. 2 мая 2008 года.
- . Дата обращения: 11 сентября 2009. 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 18 сентября 2015. 26 октября 2006 года.
- . NEWSru.com (9 октября 2006). Дата обращения: 14 августа 2010. 19 июня 2010 года.
- . Дата обращения: 1 ноября 2010. 16 декабря 2011 года.
- . Дата обращения: 1 ноября 2010. Архивировано из 5 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 27 апреля 2020. 14 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 31 октября 2010. 13 июля 2011 года.
- . Дата обращения: 31 октября 2010. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 1 ноября 2010. 11 октября 2017 года.
- . Дата обращения: 11 сентября 2009. 10 сентября 2013 года.
- . Дата обращения: 11 сентября 2009. Архивировано из 20 августа 2012 года.
Литература
- Додолев Е. «Взгляд» — битлы перестройки . — М. : Зебра Е, 2011. — ISBN 978-5-470001-72-6 .
- Додолев Е. . — М. : Алгоритм, 2013. — 240 с. — ISBN 978-5-4438-0344-9 .
Ссылки
- Афанасьева, Елена . . Эхо Москвы (30 сентября 2007). — Телехранитель. Дата обращения: 3 октября 2017.
- Додолев, Евгений. . Московский комсомолец, № 25290 (1 марта 2010). — Общество. Дата обращения: 23 октября 2017. 11 февраля 2013 года.
- 2021-12-10
- 1