Арриага, Мануэл ди
- 1 year ago
- 0
- 0
Астверк ( нем. Astwerk , от нем. Ast — сук, ветка и нем. Werk — произведение, работа) — разновидность орнамента , натуралистически трактованный мотив переплетения веток, сучьев, характерный для искусства готического стиля в Германии 1480—1525 годов. «Колючий» вид такого орнамента связывают с символикой тернового венца . В иной версии происхождение орнамента астверк соотносят с теорией возникновения искусства архитектуры из переплетённых ветвей, примитивного шалаша, так называемой «Хижины Витрувия», подробно изложенной в «Эссе об архитектуре» Марка-Антуана Ложье (1753) .
Мотив астверка использовали в гравюрах по дереву и резьбе по камню — в декоре порталов , архивольтов , балдахинов, капителей колонн. Астверк относят к типу орнамента, называемого масверком («расчерченного по нанесённым размерам»), несмотря на то, что последний чаще подразумевает геометрический рисунок. Орнамент астверка может быть расписным, рельефным или сквозным (ажурным).
Схожий мотив, часто повторяющийся в навершиях резных деревянных алтарей Южной Германии, называют ранкенверк . Новая волна популярности орнамента астверка связана с искусством Северного Возрождения , в частности изделий немецкого художественного серебра XVI—XVIII веков . Соединение готических традиций с влияниями итальянского барокко и маньеризма , орнаментальных гравюр кляйнмайстеров , подсказало златокузнецам Аугсбурга и Нюрнберга идею изготавливать ножки металлических бокалов и кубков в форме переплетённых ветвей — астверка. Такие кубки вошли в историю искусства под названием «ветвистых», или «астпокале» ( нем. Astpokale , от Ast — сук, ветка и Pokal — кубок). Считается, что одним из первых подобный кубок из серебра сделал (либо нарисовал) выдающийся художник Северного Возрождения Альбрехт Дюрер (помимо живописи и гравюры Дюрер усвоил от своего отца искусство ювелира) .
Мотивы астверка можно встретить и в искусстве саксонских мастеров, в чеканке по металлу, а также в резном декоре стенных панелей, росписи изделий из фаянса .