Interested Article - Кинематограф Турции

Кинематограф Турции является важной ветвью турецкой культуры . Студия «Ешилчам» Yeşilçam («Зелёная Сосна») — основа турецкой киноиндустрии.

До поражения в Первой мировой войне

Первый показ в Османской Империи состоялся в 1896 году во дворце Йылдиз Султана Абдул-Хамида II в Константинополе благодаря предствавителю французской компании « Pathé Fréres » польскому еврею Зигмунду Вайнбергу, а в начале XX века открылись первые публичные кинотеатры в Константинополе и Измире , где показывали иностранные фильмы .

История кинематографа в Османской Империи началась с нескольких коротких хроник 1897 года, снятых помощником братьев Люмьер — кинооператором Промио в Константинополе и Смирне: «Парад турецкой пехоты», «Турецкая артиллерия», «Панорама Золотого Рога» и «Панорама Босфора» .

В ноябре 1914 года, вскоре по вступлении Турции в войну на стороне Германии, режиссёр и офицер Фуат Узкынай снял первый собственно турецкий фильм — документальные кадры об уничтожении храма-памятника русским воинам в Сан-Стефано , который назывался «Разрушение русского памятника в Сан-Стефано» ( тур. Ayastefanos'daki Rus Abidesinin Yıkılışı ) . В соответствии с германской моделью, в 1915 было организовано Центральное военное управление кинематографии ( тур. Merkez Ordu Sinema Daires ), директором которого стал Зигмунд Вайнберг — к тому времени военный офицер , а Фуат Узкынай — его ассистентом. В задачи входила съёмка военных операций, манёвров и фабрик . В период с 1916 по 1918 год появился первый художественный фильм, снятый Фуатом Узкынаем вместе с Зигмундом Вайнбергом и имевший название «Женитьба Химмета Ага ».

1919—1950

После мировой войны кино в Османской империи производилось силами частных компаний, а также Центральной Кинодирекцией и Обществом Помощи инвалидам и ветеранам войны. Их первым значительным фильмом была документальная лента, сделанная в 1922 году, — «Независимость, Победа Измира» ( тур. Kurtuluş, İzmir Zaferi ) о взятии Смирны в сентябре 1922 года войсками кемалистов .

Другими знаменитыми режиссёрами, запустившими коммерческое кино стали Седат Симави с фильмами «Пятерня» ( тур. Pençe ) и «Лазутчик» ( тур. Casus ) в 1917 , а также Ахмет Феким, режиссёр фильма «Гувернантка» (1919) ( тур. Mürebbiye ) по роману Хюсейна Рахми Гюрпынара ( тур. Hüseyin Rahmi Gürpınar ) и «Бинназ» ( тур. Binnaz ) по пьесе в стихах поэта Юсуфа Зии Ортача. Интерес вызвали три серии о Мажордоме Биджане- эфенди (1921) ( тур. Bican Efendi ), снятые режиссёром Шади Карагёзоглу ( тур. Şadi Fikret Karagözoğlu ), который ввёл первого комедийного персонажа в турецкий кинематограф . В 1919 году братья К. Седен-эфенди и Ш. Седен-эфенди создали в Константинополе первую фирму по прокату фильмов, преобразованную в 1922 году в киностудию «Кемаль-фильм» .

После провозглашения Турецкой республики в 1923 году, турецкое кинопроизводство находилось во власти монополии братьев Ипекчи вплоть до 1941 года, а единственным режиссёром во всей Турции до 1939 года был Мухсин Эртугрул , снявший более 30 фильмов по популярным пьесам, опереттам и романам. Среди его работ выделяется « Огненная рубашка » (1923) — фильм о национальной борьбе, снятый по произведению Халиде Адывар , в этом фильме снялись первые актрисы Турции Бедиа Муваххит и Неййире Нейир ; «Нация пробуждается» ( тур. Bir Millet Uyanıyor ) — ещё одна историческая эпопея о Войне за независимость, считавшаяся краеугольным камнем турецкого кино; и фильм «Айсель — девушка из залива» ( тур. Bataklı Damın Kızı Aysel ), снятый по мотивам рассказов писателя Александра Грина и зажёгший звезду актрисы Джахиде Сонку ( тур. Cahide Sonku ). В батальных сценах картины «Нация пробуждается» заметно влияние советской школы (Эртугрул жил в СССР в 1925—1928 годах, где снимал фильм «Спартак») . В 1928 он возглавил вновь созданную прокатно-производственную кинофирму «Ипек-фильм» в Стамбуле.

В 1920-е годы производственная база турецкого кино была полукустарной. Студий было мало. Оборудование на них было примитивным, искусственное освещение при съёмках почти не применялось. За год снимались две-три документальные ленты, а за полтора-два года — игровой фильм. Однако в связи с ростом популярности предприниматели строили всё больше кинотеатров. В основном, в Стамбуле, Измире, Анкаре, Бурсе, Зонгулдаке. Больше всего их насчитывалось в Константинополе — более 20 кинотеатров к концу 20-х годов.

Власть уделяла большое значение кино. На плакатах висели цитаты Мустафы Кемаля Ататюрка :

Кино — это такое открытие, которое со временем повлияет на мировую цивилизацию больше, чем изобретение пороха и электричества. Кино будет знакомить людей, живущих вдалеке друг от друга, и возбуждать любовь между ними, будет стирать противоречия во взглядах, окажет большую помощь в осуществлении человеческих идеалов. И мы должны придавать кинематографии то значение, которого она заслуживает.

Увеличению числа кинотеатров способствовали и принятые меджлисом в 1930 законы: первый — о муниципалитетах, которым вменялось в обязанность заботиться о развитии сети киноустановок; второй — о разрешении детям посещать дневные киносеансы. Однако для многочисленного сельского населения страны кино так и осталось диковинным зрелищем, знакомым только понаслышке .

Первый звуковой фильм появился в 1931 году и назывался «На улицах Стамбула» ( тур. Istanbul Sokaklarinda ) . В 1934 году советские режиссёры снимали в Турции документальные фильмы: «Анкара-сердце Турции», режиссёр С. И. Юткевич и «Турция на подъёме», режиссёр Э. И. Шуб , в работе над которыми участвовали турецкие кино-деятели .

В сороковые кино находилось под сильным влиянием театра и его актёров. Эту практику нарушил режиссёр и продюсер Тургут Демираг, который, отучившись на кинофакультете Университета Южной Калифорнии, вернулся и организовал кинокомпанию «And Film», а через год — Гильдию Кинопроизводителей ( тур. Yerli Film Yapanlar Cemiyeti ) по аналогии с американской. Рост количества студий и производств способствовало тому, что государство в 1948 году уменьшило налог на производство турецких фильмов до 25 % (налог на фильмы иностранного производства остался 70 %). Стилистически ни кино, ни теория кино в то время не являлись в полном смысле «турецкими» .

В 1953 году Тургут Демираг произвёл первый фильм ужасов под названием «Дракула в Стамбуле» ( тур. Drakula Istanbul’da ) на свободную тему романа Брэма Стокера , относящийся к эксплуатационному кино и до сих пор являющийся кинохитом .

Расцвет кино начался в пятидесятых, в 1952 году было выпущено 47 фильмов — больше, чем за все предыдущие годы вместе взятые .

Хотя искусство кино и было популярно, как и в странах Европы, первые показы фильмов предназначались для немусульман Перы ( космополитичный район Стамбула) и для приближённых к трону. Кинематограф считался привилегией высшего класса. Это положение не менялось вплоть до студенческих бунтов в шестидесятых .

Эпоха «Ешилчам»

Название «Ешилчам» Yeşilçam (Зелёная Сосна) возникло благодаря улице «Ешилчам» в районе Бейоглу в Стамбуле. Там обычно селились и работали актёры, художники и режиссёры, а сама марка Yeşilçam со временем стала представлять собой «турецкий Голливуд» того периода и сегодня вызывает ностальгию как классика и «старая школа турецкого кино». Аналогом названия послужил также национальный английский кинопродюсер «Pinewood».

Золотым временем считается десятилетие с 1965 по 1975 год. В 1971 году Турция стала третьим производителем по количеству фильмов в год (301 фильм) . Начало этого периода связано с приходом режиссёра Омера Лютфи Акада и его фильмов «Смерть блудницы» (1949), «Во имя закона» (1952), достигшего новых горизонтов в режиссуре, стилистической передаче и монтаже. Его примеру последовали Метин Эрксан , Атыф Йылмаз и Осман Седен . Типичным режиссёром стал , начинавший как автор дешёвых мелодрам, но развившийся до нового кинематографического языка в фильме «Три друга» (1958). Осман Седен привнёс эротизм и насилие в турецкое кино. Его известные фильмы — «Враг отрезает пути» (1959) и «Во имя чести» (1960) — о войне за независимость .

К популярным жанрам можно отнести малобюджетные мелодрамы и боевики, поддерживающие устоявшиеся нормы морали среди их зрителей — прибывающего из деревни в город населения — пролетариата, среднего класса и домохозяек. Мелодрамы-арабески, в которых исполнялась народная музыка таких певцов как Мюслюм Гюрсес , Ибрагим Татлысес и Орхан Генджебай были не менее обожаемы.

Знаменитыми турецкими актёрами, ассоциативно связанными с «Ешилчам» являются Айхан Ышик , Бельгин Дорук , , Тюркан Шорай , Джунейт Аркын , Кемаль Сунал , и . Наиболее известными фильмами того времени стали «Прохожий» («Sürtük», 1965), «Богиня любви» («Aşk Mabudesi», 1969), «Моя черноглазая» («Karagözlum», 1970), и «Чужестранник в городе» («Şehirdeki Yabancı», 1962) с обаятельной в главной роли .

Начиная с 60-х турецкое общество претерпело радикализацию в связи с военным переворотом 1960 года . Турецкий кинематограф выбирал новые пути самореализации, на него оказывали влияние французская новая волна , итальянский неореализм и социалистический реализм . Наиболее известный режиссёр того времени — Йылмаз Гюней с его шедевром «Надежда» (Umut, 1970). Политическое кино « Засушливое лето » (1964, Susuz Yaz) и неореалистическая драма «За пределами ночей» (1960, Gecelerin Otesi) режиссёра Метина Эрксана составляют идейную основу кинематографа 60-х.

В 1964 году открылся первый национальный кинофестиваль в Анталии ( тур. Antalya Altin Portakal Film Festival ).

Современное кино

Развитие видео и телевидения, а также американский бойкот, наложенный на турецкий рынок за вторжение на Кипр в 1974 году привели к завершению эпохи «Ешилчам» и даже к закрытию половины кинотеатров страны . После него снималось кино социального направления, «арабески» и сексуальные комедии .

После военного переворота 1980 и хаоса в экономике, вводится цензура, производство фильмов сокращается до 20 названий в год. Йылмаз Гюней, находится в тюрьме и пишет сценарий фильма «Стадо». Через 4 года его фильм « Дорога » получил приз « Золотая пальмовая ветвь » на Каннском кинофестивале .

Последователь Гюнея режиссёр не только снимал фильмы по его сценарию («Стадо» (1979), «Враг» (1980)), но и привнёс в турецкий кинематограф психологизм, эпическую повествовательность, глубину деталей и иронию. Наряду с ним авторское кино обогатил режиссёр Эрдин Кераль, получивший второй приз на Международном кинофестивале в Берлине за «Сезон в Хаккари» (Hakkâri’de Bir Mevsim, 1983) .

В 1982 году впервые открылся международный кинофестиваль в Стамбуле .

Сами 80-е характеризуются как «время женского кино», когда изображались героини на краю общества (проститутки), не принимаемые турецким обществом .

Настоящая массовость пришла в кино в 1996 году, когда рекорд по зрительской аудитории поставил фильм «Eşkiya» (2,5 млн.). Бум производства кино продолжает нарастать и в новом тысячелетии, в котором комедия «Kahpe Bizans» (2000) собрала 2 млн зрителей. Следующую метку взял фильм «Vizontele» (2001) с 3 млн зрителей и «Recep İvedik» (2008) (4,3 млн зрителей) .

Лучшими режиссёрами Нового турецкого авторского кино считаются Нури Бильге Джейлан , , Реха Эрдем , Семих Капланоглу , Йешим Устаоглу и Джем Йылмаз .

Лучшим блокбастером последнего времени является « Волчья долина — Ирак » (Kurtlar Vadisi: Irak, 2007), привлекший 4 миллиона зрителей. К теологическому кино относятся « Благочестие » (Takva, 2006) и «Поезда Адама» («Адам и дьявол») (Adem’in Trenleri, 2007), разрабатывающие тему испытаний веры, а также «Пучина» (Girdap, 2008) .

Также нельзя не упомянуть яркий исторический телесериал « Великолепный век ».

В 2014 году фильм Нури Бильге Джейлана « Зимняя спячка » стал обладателем « Золотой пальмовой ветви » 67-го Каннского кинофестиваля .

Ссылки

Примечания

  1. . Дата обращения: 23 июля 2011. Архивировано из 3 мая 2019 года.
  2. . Дата обращения: 23 июля 2011. Архивировано из 25 декабря 2012 года.
  3. . Дата обращения: 24 июля 2011. Архивировано из 15 июня 2015 года.
  4. . Дата обращения: 26 июля 2011. 26 января 2013 года.
  5. Dilek Kaya Mutlu. от 25 апреля 2015 на Wayback Machine
  6. от 14 июня 2015 на Wayback Machine Hurriyet , 11 ноября 2013.
  7. . Дата обращения: 23 июля 2011. 7 мая 2014 года.
  8. от 29 декабря 2011 на Wayback Machine
  9. (недоступная ссылка)
  10. (недоступная ссылка)
  11. The Oxford History of World Cinema. стр. 657
  12. от 12 ноября 2008 на Wayback Machine
  13. The Oxford history of World Cinema. стр. 660
  14. The Oxford history of World Cinema. стр. 661
  15. . Cannes . Дата обращения: 14 мая 2014. 19 апреля 2014 года.
Источник —

Same as Кинематограф Турции