Международный союз теоретической и прикладной химии
- 1 year ago
- 0
- 0
«Новая система теоретической музыки» ( фр. Nouveau système de musique théorique ) ― второй по счёту трактат Жана-Филиппа Рамо , который вышел в свет в 1726 году . Рамо написал этот трактат через четыре года после публикации своего первого теоретического труда ― « Трактата о гармонии, сведённой к её природным началам », идеи которого основывались на закономерностях звуков и интервалов пифагорова строя .
Однако, через некоторое время после издания своего первого трактата Рамо узнал о трудах учёного Жозефа Совёра , который первым описал явление обертонов и систематизировал гармонические последовательности . Работы Совёра сразу же привлекли к себе внимание Рамо, поскольку их публикация обеспечила научную основу для его собственных теорий . Название, которое Рамо выбрал для своего нового трактата, было взято из названия доклада Фонтенеля Королевской академии наук , касающегося работ Совёра (Sur un nouveau système de musique) .
В то время как весь теоретический материал, являющийся темой предыдущего трактата, обосновывался исключительно с математической точки зрения, в «Новой системе…» Рамо упоминает физическую природу гармоний, которые, как отмечает автор, «единосущны фундаментальному звучанию» .
В «Новой системе теоретической музыки» автор ввёл несколько новых терминов и идей, включая, главным образом, концепцию субдоминанты . Данный трактат не является самостоятельной работой как таковой, а служит в качестве дополнения к «Трактату о гармонии» — сам Рамо представил «Новую систему…» как вступление к более раннему труду ( фр. Introduction au Traité de l'Harmonie ) .
Музыковед Анн-Мари Шуйе в своём исследовании «Концепция красоты в теоретических трудах Рамо» говорит: «[„Новая система…“] действительно привнесла в теорию музыки что-то новое. С первой строки предисловия [трактата] заметен торжествующий тон. Рамо объявляет хорошие новости, а именно: теории „Трактата о гармонии“ находят себе подтверждение» .