Interested Article - Лалуа, Луи
- 2020-03-27
- 1
Луи Лалуа́ ( фр. Louis Laloy ; 18 февраля 1874 , Гре — 4 марта 1944 , Доль ) — французский музыковед и критик , писатель, синолог . Автор и переводчик оперных либретто . Отец публициста и дипломата .
Биография
В 1905 году закончил парижскую Скола канторум , где учился у одних из основателей этой частной консерватории — Шарля Борда и Венсана д’Энди . Обучение в Schola Cantorum во многом было построено на изучении старинной церковной музыки, грегорианского хорала , техники старой полифонии , что впоследствии сказалось на музыкальных интересах Лалуа.
С 1920 года преподавал историю музыки в Сорбонне, а 1936—1941 годах в Парижской консерватории. Автор работ о древнегреческой, восточной музыкальных культурах (прежде всего китайской), а также о современной музыке. Считается автором первой французской и одной из лучших монографий , посвящённых К. Дебюсси с которым поддерживал дружеские отношения с 1902 года и вёл переписку. О степени их взаимоотношений говорит тот факт, что Лалуа был в числе тех немногочисленных друзей Дебюсси, которые не прервали с ним отношения после его скандального разрыва с первой женой и женитьбой на Эмме Бардак . Позже композитор благодарил автора монографии о нём, шутливо замечая, что это «налёт со взломом, при котором взломанный поздравляет взломщика».
Музыкальный критик
Лалуа совместно с Ж. Марно является одним из основателей и редакторов журнала «Mercure musical», который в 1907 был объединён с журналом «Bulletin francais de la SIM», издаваемым Ж. Экоршвилем , и получил название «Mercure musical et Bulletin francais de la SIM» . Как музыкальный и литературный критик печатался также в других периодических изданиях. С 1914 года генеральный секретарь театра « Гранд-Опера » .
Как критик «Mercure musical» в 1905 году сыграл заметную роль в деле положительной оценки в прессе оперы Дебюсси « Пеллеас и Мелизанда » . Об исследовании, посвящённом его единственной законченной опере, сам Дебюсси отозвался следующим образом: «я смиренно признаю замечательным; мне кажется, что невозможно идти дальше в постижении какого бы то ни было произведения вообще» и «я никогда не забуду дружбу того, кто написал всё это, она мне дороже каких бы то ни было писаний вообще» . Также в качестве музыкального критика Лалуа неоднократно поддерживал в печати и другие произведения композитора . В 1916 году Дебюсси работал над кантатой для голоса с оркестром и хором «Ода Франции» (на сюжет о Жанне д’Арк ) на текст Лалуа, однако она не была закончена, и после смерти композитора нашли лишь черновики, которые были позже доработаны и напечатаны. Маргерит Лонг , известная пианистка и близкая подруга Дебюсси, в своей книге «За роялем с Дебюсси» писала о Лалуа: «Это великолепный дебюссист, с самых первых минут, которому я обязана многими приводимыми здесь соображениями» .
Ромен Роллан в своей книге «Музыканты наших дней» относил Лалуа к самым тонким и осведомлённым парижским критикам . Лалуа интересовался восточными культурами, был автором исследования «Китайская музыка», вышедшего в 1912 году и либретто оперы А. Русселя «Падмавати» (1913—1918) .
Лалуа последовательно выступал против музыкальной эстетики Эрика Сати и послужил одной из причин охлаждения отношений между композиторами « Шестёрки » и Сати. По словам Дариуса Мийо , когда Сати узнал, что « Пуленк и Орик связаны с критиком Луи Лалуа — его старым недругом, он счёл это за личное оскорбление. Лёгкое недоразумение могло бы быть улажено, если бы Орик не написал статьи с таким недопустимым названием: „Прощай, Сати“…» .
Переводчик
В переводе Лалуа публиковались произведения древнегреческой ( Феокрит ) и классической китайской литературы. Кроме того, он перевёл с немецкого монографию Гвидо Адлера о Рихарде Вагнере .
Примечания
- Louis Laloy //
- Deutsche Nationalbibliothek Record #133707490 // (нем.) — 2012—2016.
- (англ.) — Library of Congress .
- Браудо Е. М. . — Directmedia, 2014-06-06. — 462 с. — ISBN 9785445895190 . 1 февраля 2019 года.
- ↑ Лалуа Луи / Келдыш Ю. В. // Корто — Октоль. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1976. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 3).
- ↑ HEURTEBISE. (фр.) . Le blog de la Librairie Heurtebise. Дата обращения: 31 января 2019. 7 февраля 2019 года.
- Louis Laloy, Debussy , Éditions Aux armes de France, 1909 (OCLC421985060)
- Статья Л. Лалуа «Современная музыкальная драма: Клод Дебюсси» появилась в журнале «Mercure musical» 1 августа 1905 rода.
- Дебюсси К. Избранные письма. — Л. : Музыка, 1986. — С. 109—110. — 315 с.
- L. Lalоу. «La Мег», trois esquisses symphoniques de С. Debussy, «Bulletin français de la SIM», 1908, 15 fevrier
- Лонг М. За роялем с Дебюсси / Пер. с фр. Ж. Грушанской. — М. : Советский композитор, 1985. — С. 38. — 163 с.
- Ромен Роллан. . — Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2018-02-18. — 516 с. 1 февраля 2019 года.
- Мийо Д. Противоположные тенденции: «Царь Давид» и Аркёйская школа // Моя счастливая жизнь. — М. : Композитор, 1998. — С. 178—182. — ISBN 5-85285-196-5 ..
Литература
- Кремлёв Ю. А. Клод Дебюсси. — М.: Музыка, 1965, — 792 с.
- Лонг М . За роялем с Дебюсси / Пер. с фр. Ж. Грушанской.— М. : Советский композитор , 1985. — 163 с.
- 2020-03-27
- 1