Бреретон, Уильям (придворный)
- 1 year ago
- 0
- 0
Придворный балет ( итал. balletto , фр. Ballet de cour ) — род зрелища в XV веке при дворах итальянской знати, а с конца XVI века при французском дворе. Сочетал в себе чтение поэзии, исполнение вокальной и инструментальной музыки, хореографические и сценографические постановки.
В период расцвета во Франции состоял из поочерёдных выходов исполнителей — членов королевской семьи, придворных и некоторого количества профессиональных танцоров. Последний выход, называемый «большой балет» ( фр. grand ballet ), обычно объединял всех танцоров.
Первые источники придворных развлечений — фольклорная основа в искусстве жонглёров и бас-дансы дворцовых празднеств.
С началом XV века при дворах итальянской знати стало модным подчёркивать собственное великолепие высокохудожественными средствами. В этой связи появляется новая придворная фигура — мастер танца как теоретик танцевального искусства.
Благодаря теоретическим трудам, сохранившимся в библиотеках, в истории эпохи остались имена Доменико из Пьяченцы , его учеников Антонио Корнацано и Гульельмо Эбрео . Все они разделяли одно и то же теоретическое видение танца и пользовались одной и той же терминологией, так что можно говорить об изначальной итальянской («ломбардской») школе, установившей первые правила, эстетику и этику придворного танца.
В 1533 году флорентийка Екатерина Медичи вышла замуж за французского короля Генриха II и завезла со своей родины во Францию моду на театральные и церемониальные постановки, включая галантные общественные танцы .
Ещё больший вклад в развитие придворного балета внесла Академия поэзии и музыки , основанная в 1570 году поэтом Жан-Антуаном де Баифом и композитором Иоахимом Тибо де Курвилем . Целью академии было возрождение искусства античности, чтобы гармонизировать танец, музыку и язык таким образом, чтобы это привело к улучшению нравов.
Первыми устроителями дворцовых празднеств были итальянские мастера танца , представители сложившейся в Италии в XVI веке танцевальной школы.
Бальтазарини ди Бельджойозо ( Бальтазар де Божуайё ?! ) поставил при французском дворе первые спектакли с последовательно развивающимся действием, включавшим слово, музыку, танец: «Балет польских послов» (1573) и « Комедийный балет королевы » (1581).
Придворный балет был развит в правление Людовика XIII , до начала эпохи Фронды , в которую был перерыв.
При Людовике XIV придворный балет переживает свой расцвет. В 1651—1670 годах король поддерживает «балеты в выходах» личным участием, например, в пятнадцатилетнем возрасте исполняет роль бога Аполлона в постановке « ». При поддержке кардинала Мазарини придворный балет постепенно становится инструментом политической пропаганды, подчёркивая великолепие Франции и её монарха.
В 1670 году Людовик XIV отказывается от участия в постановках, что завершает эпоху придворного балета, но в то же время позволяет таким мастерам, как Ж.-Б. Люлли заложить основы новых музыкально-театральных жанров — оперы-балета и комедии-балета .