Interested Article - Мастер Тршебоньского алтаря

Мастер Тршебоньского алтаря ( чеш. Mistr Třeboňského oltáře , нем. Meister von Wittingau ; XIV век XIV век ) — богемский анонимный художник, один из крупнейших представителей готической живописи, работавший в стиле интернациональной готики .

Жизнь и творчество

Ни настоящее имя этого мастера, ни его биография неизвестны. Его активность приходится на короткий период с 1380го по 1400й года, в течение которого он работал в Богемии. Он принадлежал к , которая являлась одним из центров развития интернациональной готики , и входил в число художников, работавших для пражского двора. Его главным произведением является алтарь , предназначенный для церкви св. Илии монастыря августинских каноников в Тршебоне (по-немецки — Виттенгау). Подготовленное творчеством мастеров предыдущего поколения (живопись в замке Карлштейн , произведения Мастера Теодориха и др.), искусство Мастера Тршебоньского алтаря пронизано чувствительностью и гармонией, ему присущи поэтичность, созерцательность и близкая к мистицизму религиозность. Возможно, он был знаком с французской живописью 1360-х годов ( «Апокалипсис» из Анже , диптих из Барджелло, Флоренция) и в какой-то мере был подвержен влиянию североитальянской живописи. Он являет собой наиболее значительную фигуру в чешской готической живописи. Для него характерны оригинальное построение пространства и тщательная нюансировка форм светотенью. Мастер Тршебоньского алтаря был основоположником «прекрасного стиля» — варианта «интернациональной готики», распространившегося в Богемии и Центральной Европе. Но, кроме того, его произведения, особенно более поздние, своим совершенством и рафинированностью предвещают наступление позднеготического периода.

Из произведений позднего творчества мастера следует назвать «Мадонну» (до 1380 г., церковь в Цирквице) и «Рудницкую Мадонну» (после 1380 г., Прага , Национальная галерея ), а также «Мадонны» из церкви св. Троицы ( Глубока-над-Влтавоу , Южночешская галерея), из Вышеброда и Вроцлава. В его мастерской были созданы такие картины, как «Поклонение младенцу Христу» (после 1380 г., замок Глубока-над-Влтавой ), «Мадонна Ара Коэли» (после 1380 г., Прага, Национальная галерея) — самый древний образец картины в раме, украшенной живописью (такое оформление было характерно впоследствии для чешской живописи первой половины XV века). Кроме этого, 1380 годом датируется «Распятие», созданное всё в той же мастерской. Специалисты считают, что в кругу этого мастера были созданы ещё два произведения: «Мадонна со св. Варфоломеем и св. Маргаритой» (замок Глубока-над-Влтавой) и «Распятие» из Вышеброда (конец XIV века, Прага, Национальная галерея). Влияние работ Мастера Тршебоньского алтаря в конце XIV века распространилось на сопредельных с Чехией территориях — в Нюрнберге, Баварии и Силезии, а отголоски его творчества можно увидеть в «Пяльском алтаре» (конец XIV века, Мюнхен, Баварский национальный музей) и в некоторых других произведениях немецких средневековых мастеров. Кисти мастера приписываются также плохо сохранившиеся росписи костёла св. Анны на Старом Мeсте в Праге .

Сохранившиеся работы

Литература

  • a kol. Mistr Třeboňského oltáře // Nová encyklopedie českého výtvarného umění (чешск.) . — Praha : Academia , 1995. — S. 523. — 1103 S. — ISBN 80-200-0536-6 .
  • Mojmír Hamsík, Věra Frömlová, Mistr třeboňského oltáře, "Umění" 16, 1965.
  • Pešina Jaroslav, Některé ztracené obrazy Mistra třeboňského oltáře, "Umění" 26, 1978.
  • Jan Royt, Mistr Třeboňského oltáře, Praha (Karolinum) 2013.
  • Antonín Novák, Mistr třeboňského oltáře v zrcadle své doby, Praha (Universum), 2022.

Примечания

  1. (кат.) — , 1968.
Источник —

Same as Мастер Тршебоньского алтаря