Хуан де Хуанес
- 1 year ago
- 0
- 0
Хуáн де Флáндес ( исп. Juán de Flandes ) — испанский художник нидерландского происхождения XV века , один из главнейших представителей Возрождения в Испании .
Точные годы жизни неизвестны, родился около 1460-х годов во Фландрии . В период с 1496 по 1519 годы работал в Испании при дворе королевы Изабеллы Кастильской , наряду с известным портретистом Михелем Зиттовом .
О биографии этого художника известно немного. Его настоящее имя не ясно, встречаются варианты — «Хуан де Фландес» — указание на национальность, «Иоанн» или «Ян из Фландрии» , также «Ян Салаэрт» или «Мастер из Гента» .
Впервые упоминается в счетах королевы Изабеллы Кастильской за 1496 год . Два года спустя документы говорят о нем уже как о «придворном художнике Её Величества». Своё место при королеве он сохраняет до её смерти в 1504 году . Его кисти принадлежат несколько портретов представителей правящей династии.
После этого он отправляется в Саламанку , где в 1505 году было документировано создание им нескольких работ для университета и «Алтаря Сан-Мигеле» для городского собора. В 1509 году по заказу епископа он создает большое ретабло для собора в Паленсии . Оно состоит из 12 частей и производит грандиозное впечатление. В Паленсии Фландес оставался до своей смерти, предположительно наступившей до октября 1519 года , после которого его супруга в административных документах была упомянута как вдова.
Фландес — представитель так называемой « » школы живописи Кастилии , страны, в которой в тот момент в художественном отношении преобладало нидерландское влияние. Его работам присущи черты, характерные для Северного Возрождения , в частности, ощущается влияние Яна ван Эйка .
Для королевы Изабеллы Фландес создал переносное ретабло из 47 миниатюрных изображений. Из них сохранилось менее половины, рассеянной по различным музеям мира, от Метрополитена до Лувра и Прадо .
Портреты Фландеса отличает тщательность, внимательность и гармоничность, это типичные образцы нидерландской портретной живописи XV в., правда, второго ряда. Он несколько раз писал королеву Изабеллу — и молодой женщиной, и суровой старухой с дряблым лицом с морщинами: искусство его направления не имело склонности к идеализации.
Сохранились его изображения Хуаны Безумной , тогда еще инфанты , её мужа Филиппа Красивого , а также анонимной инфанты, предположительно Екатерины Арагонской , будущей королевы Англии ( Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид). Первый из известных придворных испанских портретистов, череду которых продолжит Веласкес и Гойя .