Зиновьев, Филипп Сергеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Иоанн (в миру Сергей Петрович Зиновьев ; 4 июля 1950, Днепропетровск) — украинский религиозный деятель. Клирик малочисленной и канонически непризнанной Российской православной церкви с титулом «Архиепископ Запорожский и Малороссийский, Экзарха всей Украины». В 2003—2006 — клирик РПЦЗ, в 1996—2003 — епископ Киевского Патриархата, в 1980—1996 — священник Русской православной церкви.
Родился 4 июля 1950 года в Днепропетровске в семье русского происхождения .
В 1972 году окончил Днепропетровский государственный госуниверситет. Во время учёбы в университете женился .
30 сентября 1979 года архиепископом Симферопольским и Крымским Леонтием (Гудимовым) был рукоположён во диакона , а 20 января 1980 года — в священника . В 1988 года был возведён в сан протоиерея .
В 1996 году перешёл в УПЦ КП. 30 июня 1996 года он был пострижен в монашество с наречением имени Иоанн и вскоре возведён в сан архимандрита . 18 июля 1996 года был рукоположён во епископа Донецкого и Луганского . 20 февраля 1997 года был отстранён от управления епархией и уволен за штат .
20 апреля 1997 года был назначен епископом , но 3 сентября 1997 года снова был уволен за штат .
19 февраля 1998 года был назначен епископом Богуславским, викарием Киевской епархии .
24 ноября 1998 года назначен епископом . 6 июля 2000 года был отстранён от управления епархией и почислен за штат. 22 октября 2000 года епископ Иоанн вновь был назначен управляющим Одесско-Балтской епархии УПЦ КП и возведён в сан архиепископа .
В 2001 году снова был отстранён от управления епархией и выведен за штат. Около двух лет архиепископ Иоанн числился внештатным архиереем Киевского патриархат .
2 марта 2003 года присоединился к Одесско-Запорожской епархии Русской православной церкви заграницей в сане архимандрита . Тогда же указом епископа Агафангела (Пашковского) назначен настоятелем Введенского храма в Запорожье (ул. Краснолесская, 14) .
Согласно его интервью 2007 года: «придя в РПЦЗ, я, как и вся наша тогда ещё Запорожская епархия, попал, вследствие наших скудных сведений о действительном положении дел в РПЦЗ, вначале в распоряжение Лавровского Синода, а по его решению в распоряжение еп. Агафангела (Пашковского) . Естественно, что все сведения, связанные с отстранением Митрополита Виталия от Первоиераршества в 2001 году, мы получили оттуда в искажённой пролавровской интерпретации. Иной информации, по причине нашей информационной изолированности того времени, мы не могли получить, да и особо не стремились, поскольку полностью доверяли Синоду РПЦЗ(Л), априори считая его Высшей Церковной Властью РПЦЗ. Этим и определилось дальнейшее наше отношение ко всем событиям, происходившим в то время в Мансонвилле, и взаимоотношениям между Владыкой Виталием и лавровской группировкой, именовавшей себя Архиерейскими Собором и Синодом РПЦЗ» .
Был участником Четвёртого Всезарубежного собора, прошедшего с 7 по 14 мая 2006 года в большом зале при кафедральном Радосте-Скорбященском соборе в Сан-Франциско . Согласно его интервью 2007 года: «То, насколько лживым и запрограммированным был этот „собор“, то, как беспардонно, бессовестно и цинично на нём осуществлялось „выкручивание рук“ тем его участникам, которые не были согласны с „объединением“ РПЦЗ с МП, а также все последовавшие за „собором“ подтасовки его итогов поставили нас перед очевидным фактом измены всего епископата РПЦЗ(Л) тем фундаментальным принципам РПЦЗ, которые были положены в Её основу великими Её Первоиерархами Антонием, Анастасием, Филаретом и Виталием. Это и привело, в конечном итоге, к изменению нашего отношения к законности и легитимности современного существования и деятельности т. н. Архиерейских Собора и Синода РПЦЗ(Л) на отрицание их и переоценке законности и каноничности всех событий, связанных с установлением т. н. Архиерейских Собора и Синода РПЦЗ(Л) в качестве Высшей Церковной Власти РПЦЗ в прошлом <…> Видя „плоды худые“ всего епископата РПЦЗ(Л) на протяжении проведения т. н. IV Всезарубежного Собора РПЦЗ(Л) и после него, перед нами встал вопрос о том, с какого момента Первоиерарха РПЦЗ подменили „волки хищные“. Ответ был однозначен — с момента, произведённого путём обмана, отстранения Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Виталия от законного возглавления им Церкви, бесчинным проМП-шным сборищем заговорщиков под главенством архиерея Лавра (Шкурлы)» .
Первоначально поддерживал епископа Агафангела (Пашковского). Так, в статье, датированной августом 2006 года, он написал: «все мы, духовенство и паства Одесской и Запорожской епархий РПЦЗ, твёрдо уверены в том, что на своего архиерея мы всегда можем положиться. Нам некуда плыть. Мы есть и будем в РПЦЗ. Если и оправдаются наихудшие прогнозы в отношении „объединения“ РПЦЗ с МП, мы все уверены, что именно усилиями нашего архиерея, владыки Агафангела, обновлённая Зарубежная Церковь продолжит своё дальнейшее шествование к последнему дню этого мира, ко встрече со своим Архиереем Великим, Господом нашим Иисусом Христом» . Но затем резко меняет свою позицию:
Окончательную точку в переоценке действительного канонического состояния т. н. Архиерейских Собора и Синода РПЦЗ(Л) <…> поставило одобрение и утверждение « Акта о каноническом общении » с МП Архиерейским Синодом РПЦЗ(Л) на своём заседании 7 сентября 2006 года в Нью-Йорке, которыми т. н. «синод» сделал выполнение всех пунктов этого «Акта» обязательным для себя и, тем самым, ушёл в полном составе в раскол МП, составив собою бесчинное МП-шное раскольничье сборище. А черту подвело «ПОЯСНЕНИЕ к решениям собрания Одесской и Запорожской епархий РПЦЗ», тогда ещё епархиального архиерея Одесской и Запорожской епархий РПЦЗ(Л) еп. Агафангела (Пашковского). «ПОЯСНЕНИЕ» это заключало состоявшееся 12 октября 2006 года чрезвычайное епархиальное собрание Одесской и Запорожской епархий, созванное еп. Агафангелом (Пашковским) «в одесском Свято-Михайловском епархиальном доме» с целью «обсудить ситуацию, возникшую в связи с утверждением нашим Синодом „Акта о каноническом общении“». На этом собрании было принято решение «воздержаться от возношения» имени Лавра «на богослужениях». А уже 17 октября 2006 года, через пять дней после завершения чрезвычайного епархиального собрания, Пашковский в своём «ПОЯСНЕНИИ к решениям собрания Одесской и Запорожской епархий РПЦЗ», размещённом на его сайте, заявил следующее: «Мы не отделяемся от Архиерейского Синода, возглавляемого нашим Первоиерархом, митрополитом Лавром, но считаем, что произошла ошибка в связи с утверждением Акта о каноническом общении, которую ещё можно исправить». <…> Своё личное заявление он сделал от имени возглавляемых им Одесской и Запорожской епархий без какого-либо согласования с самими этими епархиями. По-видимому, такими своими действиями Пашковский желал продемонстрировать ту «соборность», к которой он постоянно призывает и о которой он так любит разглагольствовать между своими бонапартистскими «деяниями» .
23 ноября 2006 года решением Архиерейского Синода РосПЦ был принят в « Российскую православную церковь », возглавлявшуюся бывшим епископом РПЦЗ(В) Антонием (Орловым) . Вместе с ним туда перешли три клириками РПЦЗ . Тогда же Архиерейского Синода РосПЦ учредить Малороссийскую епархию Российской Православной Церкви, включающую в себя Украину, Крым и Молдову, а самого Иоанна (Зиновьева) постановил рукоположить его во епископа с титулом Запорожский и Малороссийский . Как отмечалось на сайте portal-credo.ru , «решение о его хиротонии в РосПЦ формально противоречит определению её Архиерейского Собора от 3 ноября [2006 года], которое гласит, что все клирики, получившие сан в РПЦ МП, при присоединении к РосПЦ подлежат новому крещению и рукоположению. Вместе с тем, вопрос о создании Малороссийской епархии РосПЦ через принятие Запорожской епархии РПЦЗ(Л) является „стратегическим“ важным для решения вопроса о „наследстве“ РПЦЗ в Украине, поэтому Архиерейский Синод РосПЦ мог пойти в этом случае на некоторую „икономию“» .
24 ноября 2006 года в кафедральном храме Центрально-Российской епархии РосПЦ в Щербинке Московской области был рукоположён во «епископа Запорожского и Малороссийского». Хиротонию совершили: Антоний (Орлов) , Дамаскин (Балабанов) , . При этом за богослужением, во время которого состоялась хиротония, присутствовало не более 10 человек .
28 июня 2007 года подписал решение Архиерейского Собора РосПЦ об запрещении в священнослужении епископа Дамаскина (Балобанова) , но уже 29 июля того же года в документе «ЗАПРОС АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА» констатировался переход епископа Иоанна на сторону епископа Дамаскина . 29 июля 2007 года своём «Разъяснении» на «Запрос» он заявил, что «вся чреда событий произошедших во время прохождения Собора показала, насколько зависимым в занимаемой им позиции и принимаемых им решениях оказался Митрополит Антоний от давления, оказываемого на него со стороны третьих лиц. И зависимость эта оказалась настолько велика, что, через своё влияние на Первоиерарха, эти третьи лица буквально вторглись в управление Церковью», а также отозвал свою подпись по документом от 28 июня 2007 года . Таким образом вместе с Дамаскином (Балобановм) он образовал новую религиозную организацию, которая также называлась Российской православной церковью, но для различения стала именоваться РосПЦ(Д) .
1 сентября 2007 года был наделён титулом «архиепископа Запорожского и Малороссийского, Экзарха всей Украины» . После назначения отметил: «К особенностям церковной жизни на Украине можно отнести её многоконфессиональность, привязанную зачастую к территориально-этнической принадлежности населения, проживающего в том или ином регионе Украины. При этом имеет место инфраструктурная неразвитость РосПЦ на Украине. Поэтому в этой области свою деятельность мне здесь приходится начинать чуть ли не с чистого листа. В этой плоскости как раз и лежат те трудности и проблемы, с преодолением которых в первую очередь мне и приходится сталкиваться в качестве экзарха Украины как администратора» .
В связи с созданием 27 апреля 2009 года отдельной епархии в Молдове, его юрисдикция уже не распространялась на это государство. Проживал в Запорожье, где находится большая часть его приходов .