Британская православная церковь
- 1 year ago
- 0
- 0
|
Данные в этой статье приведены по состоянию на 2010-2011 годы.
|
Российская православная церковь (сокращённо РосПЦ ; также первоначально Русская православная церковь зарубежная (Антония) , сокращённо РПЦЗ(В-А) ) — самоназвание одного из религиозных объединений неканонического православия русской традиции в России , Белоруссии , на Украине и других странах (в основном бывшего СССР ). Не имеет евхаристического общения с Московским Патриархатом и ни с одной из поместных православных Церквей . Образовалось в 2006 году в результате раскола в РПЦЗ(В) , из сторонников архиепископа Антония (Орлова) и епископа Виктора (Пивоварова) с частью клира и мирян.
РПЦЗ(В), возникшая в 2001 году, с самого своего появления отличалась нестабильностью, конфликтами и внутренними противоречиями, часто приводившими к уходу из ней людей. Престарелый митрополит Виталий (Устинов) , формально возглавлявший РПЦЗ(В), от имени которого распространялись различные указы и послания, фактически из-за старческой немощи был неспособен чем-либо управлять , и данную юрисдикцию возглавляли клирики, входившие в состав Архиерейского синода РПЦЗ(В) . Особую роль среди них играл заместитель председателя Архиерейского синода, который в случае смерти или неспособности Первоиерарха исполнять свои обязанности фактически становился местоблюстителем . Вместе с тем в РПЦЗ(В), за исключением митрополита Виталия, не было авторитетной фигуры, которая бы могла объединить данную юрисдикцию. Это приводило к конфликтам заместителя председателя Архиерейского синода с другими активными деятелями РПЦЗ(В). При формировании РПЦЗ(В) заместителем председателя стал Варнава (Прокофьев) , однако он утратил эту должность в конце 2003 года, в 2004 году был лишён сана, запрещён в служении и в итоге покинул РПЦЗ(В).
23—25 ноября 2005 года Архиерейский собор РПЦЗ(В) избрал заместителем председателя Архиерейского синода епископа Антония (Орлова), возведя его в сан архиепископа . Поскольку формальный предстоятель РПЦЗ(В) митрополит Виталий был крайне немощен, Антоний (Орлов) решил, что теперь он является фактическим главой РПЦЗ(В) и начал издавать различные указы. В этом его поддержал епископ Виктор (Пивоваров) , но значительная часть клира и мирян РПЦЗ(В) этому воспротивились. Оппозицию Антонию возглавили секретарь Синода РПЦЗ(В) протоиерей Вениамин Жуков и епископ Владимир (Целищев) . Расколу РПЦЗ(В) на сторонников и противников Антония (Орлова), кроме личной неприязни, способствовали, как писал Александр Солдатов, богословские расхождения между деятелями РПЦЗ(В): «Между двумя „ветвями“ давно копились и идеологические противоречия. Сторонники епископа Виктора считали чрезмерно либеральной позицию протоиерея Вениамина Жукова, отказывавшегося признать РПЦ МП „безблагодатной“, и протодиакона — фактически главного идеолога РПЦЗ(В), — питавшего особенные симпатии к „еретику“ Киприану (Куцумбе) и одесскому „раскольнику“ архиепископу Лазарю (Журбенко) . Подливал масло в огонь и „еврейский вопрос“ — сторонники епископа Виктора весьма непримиримо настроены к этническим евреям, число которых среди клира РПЦЗ(В), по их мнению, стремительно росло. Со своей стороны, епископ Владимир и протоиерей Вениамин Жуков обвиняли епископа Виктора, активно пишущего и публикующегося в Интернете, в увлечении „оккультными идеями“ о существовании внеземных цивилизаций и в чрезмерном ригоризме в отношении „мирового православия“» .
Указом от 28 мая 2006 года за подписью митрополита Виталия и его заместителя архиепископа Антония (Орлова) епископ Виктор (Пивоваров) сроком на четыре месяца был включён в Архиерейский синод РПЦЗ(В) как его постоянный член и одновременно как заместитель заболевшего на тот момент епископа Варфоломея (Воробьёва) . 29 мая епископ Виктор (Пивоваров) написал довольно резкий ответ секретарю Синода протоиерею Вениамину Жукову: «Пространное извещение о невозможности прибыть в указанный срок на заседание Синода не только от Вашего лица, но также от Епископа Владимира и Епископа Варфоломея необоснованно преизобилует множеством критических выпадов в адрес Председателя Синода и его Заместителя, составивших повестку дня и назначивших дату начала заседаний. Кстати, в Синод поступило обвинение Вас в разных нарушениях, среди которых главным является желание Вами узурпировать функции верховной власти в Церкви. Ваше извещение содержит почти в каждом пункте жажду такой власти» .
3 июня 2006 года от имени епископа Владимира (Целищев)а , епископа Варфоломея (Воробьёва) и протоиерея Вениамина Жукова , было опубликовано заявление: «… заседание „Синода“ 15/28 мая с.г. не может быть признано состоявшимся, и его решения действительными. Все последующие действия попытавшихся узурпировать власть заговорщиков, Вл. Антония (Орлова) и Вл. Виктора (Пивоварова), признаются нами незаконными по причине их неканоничности. Означенные лица должны немедленно принести покаяние в таком серьёзном церковном преступлении» . Впоследствии епископ Варфоломей утверждал, что не подписывал этого обращения и других указов, а подписи на них были поставлены кем-то другим . 11 июня епископ Антоний (Рудей) писал к митрополиту Виталию и ко всем Преосвященным: «… не могу быть согласен с каноническими нарушениями церковного порядка со стороны Влл. Антония (Орлова) и Виктора (Пивоварова)», прося митрополита Виталия «незамедлительно вмешаться и созвать Архиерейский Собор, после покаяния вышеуказанных архиереев, во избежания окончательного раскола в нашей Церкви» . 12 июня в обращении ко всем архиереям созыва Собора потребовал епископ Анастасий (Суржик) . 15 июня появилось «Обращение к Блаженнейшему Митрополиту Виталию» 33 клириков РПЦЗ(В), в котором говорилось: «из-за неканоничных действий навязываемых Вам архиепископом Антонием (Орловым) и епископом Виктором (Пивоваровым), пытающимися захватить власть в РПЦЗ(В), мы сим заявляем, что разделяем позицию членов Синода, Преосвященных Епископов Владимира и Варфоломея и Секретаря Синода, митрофорного протоиерея Вениамина Жукова, выраженную в письме к Вам от 21 мая/3 июня с.г.» В этом же обращении он призвал незамедлительного созыва архиерейского Собора .
17 июня Антоний (Орлов) и Виктор (Пивоваров) при участии митрополита Виталия вновь провели Синод, на котором объявили о созыве архиерейского Собора 17 июля , приняли ряд решений и издали указы : о закрытии прежнего официального сайта РПЦЗ(В) и открытии нового (mansonville.org) , об отстранении от должности секретарей Синода протоиерея Вениамина Жукова и епископа Владимира (Целищева) в связи с бойкотом заседаний Синода, а также назначении на должность секретаря Синода РПЦЗ(В) иеромонаха Дамаскина (Балабанова) .
21 июня публицист Пётр Будзилович подверг резкой критике создание сайта mansonvile.org, на котором размещены «погромные, совкового духа, „указы“ за подписью пленённого Митрополита» Виталия и призвал не поддерживающих «раскол, учиняемый епископом Виктором (Пивоваровым)», поехать в Спасо-Преображенский скит в Мансонвиле, где проживает «пленённый» 96-летний митрополит Виталий, и добиться личной встречи с ним .
14 июля Антоний (Орлов) и Виктор (Пивоваров) были выдворены из дома митрополита Виталия и отстранены от общения с ним сторонниками протоиерея Вениамина Жукова. В тот же день указом за подписью митрополита Виталия «для общего умиротворения» отменялись все принятые им указы с 15/28 мая . 14 по 21 июля, архиепископ Антоний (Орлов) постоянно предпринимал попытки попасть к митрополиту Виталию или хотя бы дозвониться до него, но каждая такая попытка пресекалась либо Л. Д. Роснянской, либо приглашенной ею группой из Монреаля . 17 июля Антоний (Орлов) и Виктор (Пивоваров) со своими сторонниками провели Архиерейский собор .
23 июля Антоний (Орлов) «властью данной мне от Бога» издал указ о временном переходе к нему полномочий главы Церкви (РПЦЗ(В)) . На официальном сайте противостоящей группы данный указ характеризовался как «проводящий чёткую границу между теми священнослужителями и паствой, которые признают главой РПЦЗ Блаженнейшего Митрополита Виталия и теми, кто признаёт таковым автора сего указа» . 24 июля появилось «разъяснение» за подписью митрополита Виталия: «Собственным указом от 10/23 июля 2006 года он дерзнул себя поставить во главу управления Русской Православной Церкви Заграницей, из-за якобы недееспособности Первоиерарха. Причем, он посчитал себя вправе вынести такое суждение без соборного решения Церкви, считая, что может это делать „властью, данною мне от Бога“» .
26 июля Антоний (Орлов) обратился с посланием к иерархам РПЦЗ(В), в котором обозначил это послание как свой «последний призыв» к собратьям приехать в Спасо-Преображенский скит в Мансонвилле и вызволить «духовного страждущего» старца-Митрополита Виталия из рук «бесчинных людей» во главе с личным секретарем первоиерарха Людмилой Роснянской .
Владыка Виталий находится в окружении бесчинных людей во главе с Л. Д. Роснянской, которая в настоящее время занимается фабрикацией и фальсификацией «указов» от имени Блаженнейшего Митрополита, злоумышленно используя его немощь. На меня, заместителя Первоиерарха — напали, непрестанно оскорбляют нецензурными словами, незаслуженно оклеветали. Владыка Митрополит духовно истощён. Роснянская отменила все богослужения. Более двух недель Свято-Преображенский храм закрыт. Митрополит полностью изолирован. Когда Владыка Виталий увидел хлеб, он спросил: «Что это?». Ему пояснили: «Владыка, это — хлеб». Только тогда он с трудом вспомнил и сказал: «А… Хлеб наш насущный даждь нам днесь». <…>
Страшно представить, что в истории нашей славной Зарубежной Церкви будет записано, что в последний момент вы изменили Митрополиту Виталию и избрали вместо него Л. Д. Роснянскую, исполняя её «указы» .
В тот же день Антоний (Орлов) и Виктор (Пивоваров) в свечной мастерской Спасо-Преображенского скита в Мансонвилле открыли заседания «Архиерейского собора», в котором также приняли участие их сторонники. Данный собор продлился до 29 числа, получил название «свечного». На этом соборе были рукоположены два новых епископа для России — и Дамаскин (Балабанов) . Владимир (Целищев) был выведен из состава Синода . Попутно участники «Свечного собора» назвали свою группу «всей полнотой Русской Церкви», заявив, что «Русская православная церковь за границей является единственной, благодатной Поместной российской православной церковью» , объявив таинства Московской патриархии «безблагодатными», чего не делал ни один Архиерейский собор РПЦЗ.
После смерти митрополита Виталия в сентябре того же года архиепископ Антоний стал именовать себя местоблюстителем Первоиераршего престола РПЦЗ .
С 2 по 7 ноября 2006 года прошёл чрезвычайный архиерейский собор, окончательно оформивший данную юрисдикцию. Было решено присвоить себе название «Российская Православная Церковь». В качестве канонического положения для возвращения себе такого названия представители нового религиозного объединения назвали «Временное положение о Русской Православной Церкви заграницей», утверждённое Архиерейским Собором 9/22 и 11/24 сентября 1936 года, согласно которому: «Русская Православная Церковь заграницей, состоящая из находящихся за пределами России епархий, духовных миссий и церквей, есть неразрывная часть Российской Православной Церкви, временно существующая на автономных началах». На этом же соборе Антоний (Орлов) был избран первоиерархом с титулом «митрополит Московский и Всероссийский, Лос-Анджелосский и Всезарубежный». Был поставлен во епископа Нижегородского и Уральского Афанасий (Жюгжда), а Стефан (Бабаев) был возведён в сан архиепископа. Был учреждён Архиерейский Синод РосПЦ, в который вошли все пятеро епископов РосПЦ. Были учреждены две епархии: «Московская и Всезарубежная» (город Москва и территории за Пределами Российской империи по состоянию на 1914 год) и Приволжско-Уральская (Привилжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный федеральные округа России, Казахстан , Средняя Азия ). Границы ранее учреждённых епархий были уточнены: Южно-Российская епархия — Южный федеральный округ , Грузия, Украина, Крым, Молдова; Северо-Российская — Северо-Западный федеральный округ , Финляндия , Эстония , Латвия , Литва ; Центрально-Российская — Центральный федеральный округ кроме Москвы, Белоруссия , Польша .
23 ноября 2006 года Архиерейский Синод РосПЦ, постановил «принять Запорожскую епархию РПЦЗ(Л) в Российскую Православную Церковь» (фактически несколько клириков и приходов, во главе с клириком Одесской епархии РПЦЗ архимандритом Иоанном (Зиновьевым)) при этом была учреждена Малороссийская епархия РосПЦ(Д), включающая в себя Украину, Крым и Молдову, а сам архимандрит Иоанн (Зиновьев) определён ещё правящим архиереем с титулом «Запорожский и Малороссийский». В связи с образованием данной епархии, территория Южно-Российской епархии ограничена территорией Южного федерального округа и Грузии
Вскоре РосПЦ разделилась на сторонников митрополита Антония (Орлова) — «РосПЦ (А)» и епископа Дамаскина (Балабанова) — «РосПЦ (Д)», который призывал осудить деятельность иерархов Греко-российской церкви в период падения монархии в 1917 году. Епископ Дамаскин был обвинён в «царебожничестве» как ставивший власть царя выше Церкви . К епископу Дамаскину (Балабанову) примкнули несколько приходов РосПЦ, сосредоточенных, главным образом, в России .
Вероисповедная концепция, принятая Архиерейским собором РосПЦ(Д) в 2008 году, внесена в федеральный список экстремистских материалов , запрещённых к распространению в Российской Федерации, поскольку содержит призыв к изменению конституционного строя и отказу от повиновения властям .
В декабре 2009 года архиепископ Виктор (Пивоваров) разорвал общение с главой РосПЦ Антонием (Орловым) и предал его анафеме, по причине поддержки последним сталинистских организаций . Митр. Антоний и его сторонники были обвинены архиеп. Виктором в «ереси православного социализма и сталинизма», а проводимая ими практика обязательного перекрещивания и перерукоположения приходящих из РПЦ МП была названа им «абсурдной» .
В свою очередь, от Дамаскина (Балабанова) осенью 2010 года отошла значительная группа духовенства и мирян, выражая тем самым протест против проводимой им церковной политики .
В настоящее время крайне затруднительно определить главу РосПЦ, так как её части, претендующие на преемство от «Свечного Собора», не имеют общения между собой.
|
В сносках к статье
найдены неработоспособные вики-ссылки
.
|