Interested Article - Анакопийская епархия

Свяще́нная Митропо́лия Абха́зии ( абх. Аԥсны Амитрополиа Ԥшьа , также Анакопи́йская епа́рхия ) — малочисленная неканоническая юрисдикция православной традиции , созданная в 2011 году группой клириков и мирян Абхазской православной церкви и зарегистрированная в Абхазии . Её лидерами и идеологами являются архимандрит Дорофей (Дбар) ( Константинопольский патриархат ) и иеродиакон Давид (Сарсания) ( Грузинский патриархат ).

Таблица в монастыре святого апостола Симона Кананита

Создание

15 мая 2011 года на Церковно-народном собрании (ЦНС) клириков и мирян Абхазской православной церкви в Новоафонском монастыре , на котором присутствовало несколько клириков и более тысячи мирян, была восстановлена Анакопийская епархия под наименованием Священная Митрополия Абхазии . Новообразованная церковной структура стала преемницей существовавшей в VI VII веках Анакопийской епархии — одной из территориально-административных единиц с центром в Анакопии , входивших в юрисдикцию Абазгской архиепископии Константинопольского Патриархата .

Митрополия была официально зарегистрирована Министерством юстиции Абхазии, что породило церковное разделение в стране . Главному противнику Митрополии, управляющему Пицундской и Сухумской епархией Абхазской православной церкви иерею Виссариону Аплиаа , президентом Абхазии Александром Анквабом было предложено в соответствии с законом о религии перерегистрировать епархию, — после чего правительство РА гарантировало передачу своим постановлением Пицундской и Сухумской епархии храмов и монастырей Абхазии, в том числе и Новоафонского монастыря. Однако Виссарион Аплиаа отказался подавать документы для регистрации епархии и на фоне противостояния с Митрополией обратился за урегулированием церковного раскола в РПЦ . Московский патриархат не признал ни самопровозглашённую Митрополию, ни отделившуюся от Грузинской православной церкви Абхазскую православную церковь .

Деятельность

Центром Священной митрополии является монастырь святого апостола Симона Кананита (Новоафонский монастырь), а административным органом — Церковный Совет в состав которого входят 6 представителей от священнослужителей: архимандрит Дорофей (Дбар) , иеромонах Андрей (Ампар) , иеродиакон Давид (Сарсаниа) , инок (также два места предложены представителям Пицундско-Сухумской епархии) и 6 представителей от мирян: Арда Ашуба, Тимур Дзидзария, Станислав Лакоба , Марк Трапш, Алхас Тхагушев, Денис Чачхалия ) . Кандидатом на занятие епископской кафедры избран архимандрит Дорофей (Дбар) .

Принято решение направить обращение к Предстоятелям и Священным Синодам всех Поместных православных церквей с просьбой о создании межправославной комиссии под руководством представителя Константинопольского патриарха для обсуждения вопроса урегулирования канонического статуса независимой Абхазской православной церкви.

Новообразованная митрополия в настоящее время не признана. Действия Организационного комитета Церковно-народного собрания были осуждены представителями Пицундско-Сухумской епархии , заместителем председателя ОВЦС Русской православной церкви протоиереем Николаем Балашовым , а также рядом политических и государственных деятелей Абхазии из числа приверженцев проигравшего президентские выборы 26 августа 2011 года кандидата и бывшего премьер-министра Сергея Шамбы .

На первых порах, в 2011 году, идея автокефалии Абхазской церкви, провозглашённая целью деятельности Священной Митрополии Абхазии, вызвала понимание у избранного президента Абхазии Александра Анкваба , а его главный политический оппонент, проигравший кандидат в президенты РА, депутат Народного Собрания и лидер ФНА Рауль Хаджимба и вовсе принял участие в церковно-народном собрании, где сидел в первых рядах и активно поддержал Митрополию . В декабре 2015 года Анкваб утверждал, что идея Священной митрополии с самого начала использовалась его политическими противниками во главе с Хаджимбой в целях подготовки государственного переворота , который и произошёл весной 2014 года. Подтверждение этому экс-президент видит в активном участии молодых священнослужителей Митрополии в митингах непримиримой оппозиции .

Информационные органы Митрополии — газета « », официальный сайт Митрополии и интернет-журнал «Аныха» («Anyha»).

9 января 2012 года члены Совета Священной Митрополии Абхазии были приняты патриархом Константинопольским Варфоломеем , членом Священного Синода Константинопольского Патриархата и председателем Межправославной комиссии митрополитом Пергамским Иоанном (Зизиуласом) и архиграмматевсом (старшим секретарём) патриархии, архимандритом Варфоломеем (Самарасом), пообещавшим абхазским клирикам свою поддержку в разрешении вопроса о каноническом статусе митрополии Абхазии . Представитель Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов скептически прокомментировал информацию о возможных контактах Константинопольского патриархата с запрещенными клириками Майкопской епархии архимандритом Дорофеем (Дбар) и иеромонахом Андреем (Ампар) , а Грузинский патриархат пообещал сделать официальное сообщение лишь после перепроверки информации .

Попытки преодоления церковного раскола в Абхазии

31 января 2012 года в конференц-зале АбИГИ им. Д. И. Гулиа прошёл круглый стол, посвящённый проблемам абхазского церковного вопроса. По итогам заседания был создан организационный комитет по проведению в Сухуме Народного собрания (схода) . 3 февраля санкционированное властями Народное собрание состоялось на площади Свободы в Сухуме при участии представителей государственных и общественных организаций, интеллигенции, жители городов и сёл страны. Сход принял Обращение к президенту Абхазии Александру Анквабу , парламенту Республики , Патриарху Московскому Кириллу и Константинопольскому патриарху Варфоломею I о преодолении церковного раскола .

1 июня 2014 года, в связи с острым политическим кризисом в республике и отставкой президента Александра Анкваба , со стороны клириков Абхазской православной церкви во главе с о. Виссарионом была предпринята попытка давления на руководство Анакопийской епархии с целью упразднения церковной структуры и освобождения зданий Новоафонского монастыря. При этом конфронтация между молодыми и старыми священниками не раз доходила до рукоприкладства и таскания за бороды .

К концу 2015 года примирения между Священной митрополией Абхазии и Абхазской православной церковью не произошло. Новое руководство Абхазии во главе с Хаджимбой самоустранилось от межцерковного конфликта. При этом ни одна из двух неканонических юрисдикций со стороны РПЦ и ГПЦ так и не признана. В этих обстоятельствах экс-президент Анкваб, сохраняющий значительное число сторонников в республике, после встреч в Москве с патриархом Кириллом и митрополитом Иларионом констатировал, что «внутрицерковное противостояние стало очередным испытанием, которое усугубило уже имевшиеся проблемы в абхазском обществе» .

18 декабря 2015 года состоялась встреча президента Абхазии Хаджимбы с противоборствующими церковнослужителями — архимандритом Дорофеем (Дбаром) и иереем Виссарионом (Аплиаа). Хаджимба исходит из того, что на территории республики Абхазская православная церковь должна быть едина, а следовательно, необходима консолидация обоих действующих православных церковных организаций. В ответ священники обнаружили противоположное понимание путей преодоления раскола. Виссарион в качестве условия объединения назвал упразднение Священной митрополии, переход её духовенства в состав Абхазской православной церкови. После воссоединения должна состояться совместная поездка Виссариона и Дорофея в Московскую Патриархию для снятия запрета в священнослужении Дорофея. Президент Хаджимба поддержал эту идею и пообещал, что в этом случае Новоафонский монастырь будет закреплён за архимандритом Дорофеем. В свою очередь Дорофей наотрез отказался от такой формы объединения. Мотивировал тем, что упразднение Священной митрополии невозможно без соответствующего решения нового Церковно-Народного собрания, учёта позиции всех лиц, избравших совет СМА и его председателя. Вместо этого Дорофей предложил начать совместные богослужения духовенства Абхазской православной церкови и Священной Митрополии Абхазии. Эту идею отверг уже Виссарион, напомнив, что священноначалием РПЦ Дорофей, когда-то рукополагавшийся в Русской православной церкви, ныне из-за раскольнической деятельности и принятия сана архимандрита в Греции запрещён в священнослужении. Совет Священной митрополии выразил озабоченность неутешительными итогами встречи соперничающих церковнослужителей у президента Абхазии .

Санкции

11 июня 2012 года, после прошедшего 6-7 июня 2012 года заседания Священного Синода РПЦ в Геленджике , епископом Майкопским и Адыгейским Тихоном (Лобковским) указами № 065—066 вновь были запрещены в служении на три года архимандрит Дорофей (Дбар) и иеромонах Андрей (Ампар), которые в силу неурегулированности церковной ситуации в Абхазии являлись заштатными клириками Майкопской епархии .

Примечания

  1. . Дата обращения: 16 мая 2011. 20 ноября 2011 года.
  2. Муханов В. М. Ежегодник ИМИ. Дата обращения: 1 августа 2016. 20 сентября 2016 года.
  3. . Абхазия-информ. 2015-12-16. из оригинала 5 августа 2021 . Дата обращения: 30 декабря 2015 .
  4. . Дата обращения: 16 мая 2011. 20 мая 2011 года.
  5. . Дата обращения: 19 мая 2011. 4 марта 2016 года.
  6. . Дата обращения: 19 мая 2011. 21 мая 2011 года.
  7. . Дата обращения: 9 июня 2011. 4 марта 2016 года.
  8. Дата обращения: 31 августа 2011. 2 августа 2011 года.
  9. . Дата обращения: 31 августа 2011. 19 сентября 2011 года.
  10. . Дата обращения: 31 августа 2011. 4 марта 2016 года.
  11. . Дата обращения: 14 июня 2012. 26 августа 2014 года.
  12. . Дата обращения: 29 мая 2022. 13 мая 2022 года.
  13. 5 июня 2011 года.
  14. (недоступная ссылка)
  15. (недоступная ссылка)
  16. . Дата обращения: 11 января 2012. 19 января 2012 года.
  17. от 10 февраля 2012 на Wayback Machine // Интерфакс-Религия 11.01.2012
  18. от 5 августа 2021 на Wayback Machine // Наша Абхазия 11.01.2012
  19. от 5 августа 2021 на Wayback Machine // Наша Абхазия 11.01.2012
  20. 21 октября 2013 года.
  21. 21 октября 2013 года.
  22. . Дата обращения: 4 июня 2014. 21 апреля 2021 года.
  23. Виталий Шария (2015-12-24). . Эхо Кавказа. из оригинала 14 декабря 2016 . Дата обращения: 8 января 2016 .
  24. (недоступная ссылка)

Ссылки

  • (рус.)
  • (англ.)
  • (рус.)
  • (рус.)
  • (рус.)
  • . Абхазия-информ. 2015-12-16 . Дата обращения: 30 декабря 2015 .
  • Виталий Шария (2015-12-24). . Эхо Кавказа . Дата обращения: 8 января 2016 .
Источник —

Same as Анакопийская епархия