Interested Article - Минакари

Минакари ( перс. میناکاری ‎, Mina-kari или перс. میناسازی ‎, Mina-sazi). Традиционная иранская расписная эмаль . Традиция изготовления металлических предметов, покрытых расписной эмалью, сложилась в Иране несколько тысяч лет назад (некоторые источники указывают на 3-е тысячелетие до н.э.) .

Сложные орнаменты, использующиеся в минакари, сформировались в результате взаимовлияния различных, в том числе доисламских художественных традиций народов Иранского нагорья .

В настоящее время центром традиционного производства изделий с эмалью является город Исфахан и минакари по праву считается одной из визитных карточек Ирана , наряду с хатамом и персидскими коврами .

История

Древние эмалированные изделия с минакари, сохранившиеся до наших дней в музеях разных стран, свидетельствуют, что иранские мастера-художники использовали эту технику в своей работе с металлом начиная со времен династий Ахеменидов (558-330 гг. до н.э.) и Сасанидов (224-651 гг. н.э.). Однако большая часть посуды покрытой эмалью, сохранившейся до наших дней, относится ко времени правления династии Каджаров (1785-1925 гг.). В это время эмаль сине-зеленых тонов применялась также для украшения сережек, браслетов, шкатулок, ваз и блюд .

Сравнивая византийские и иранские эмали, эксперты пришли к выводу, что это ремесло зародилось в Иране и только потом распространилось в другие страны. Например, на Кипре были найдены шесть золотых колец с эмалью, датируемых XIII веком до н.э. При раскопках в иранской провинции Хамадан были найдены эмалированные золотые сережки, сделанные в VII-VIII веках н.э. . Древний золотой браслет с эмалью времен Ахеменидов (705(?)—330 до н. э) хранится в Британском музее .

В период правления Хулагуидов искусство обработки металла, а затем и минакари претерпели существенные изменения. В период Тимуридов украшение железа приобрело наиболее ярко выраженные восточные черты. При династии Сефевидов минакари выполняли на серебре, а самыми популярными сюжетами были сцены пира, охоты и верховой езды. Также начали изображать арабески и повсеместно использовать красный цвет .

Современный период

После конца эпохи Каджаров с началом социальных революций в Иране искусство минакари оказалось в упадке. В 40-е годы XX века в Исфахане опытный художник Шокролла Санизадэ открыл школу- мастерскую, стремясь привлечь больше внимания к искусству и возродить его .

Для ювелирных украшений с минакари традиционно использовалось золото, так как оно лучше держит эмаль и придает ей еще больший блеск. Серебро стали использовать позднее, в основном для таких предметов, как шкатулки, чаши, ложки и др. Медь же, основной металл для большинства народных промыслов, стала использоваться с широким распространением минакари и ее удешевлением.

К 1990-м годам удалось вернуть былую славу этому виду декоративно-прикладного искусства. Одно из произведений мастера Санизадэ стало эмблемой фестиваля иранских народных промыслов 2008-2009 гг. .

Центром производства минакари, как и многих других ремесел в Иране, является Исфахан. На эти изделия очень большой спрос, благодаря их художественной ценности и сравнительно невысокой стоимости. В то же время есть небольшое количество мастеров, которые создают уникальные изделия стоимостью до тысяч долларов .

Способ изготовления

Процесс изготовления каждого изделия трудоемок и требует участия нескольких ремесленников. Выделяется несколько этапов:

Первый этап . Изготавливается основа для росписи: ваза, тарелка, кувшин и т. п. Материалом служит красная медь, а особо дорогие изделия изготавливают из золота, которое в дальнейшем полностью эмалью не покрывают. Золото является единственным металлом, на котором эмаль не окисляется при высоких температурах, поэтому при покрытии эмалью изделий из золота рисунок получается более детальным, чем в случае серебра и меди.

Второй этап . Изделие покрывают каолиновой глиной белого цвета и отправляют в печь (примерная температура обжига: 750°-850° С). Процесс повторяется трижды, и с каждым покрытием используется глина лучшего качества. В конце белая эмаль должна ровным слоем покрывать весь сосуд .

Третий этап . Роспись. Для расписывания сосудов раньше использовались натуральные растительные и минеральные краски. Сегодня применяют как натуральные, так и синтетические красители: оксид золота дает красный оттенок, оксид меди – синий и зеленый и т. п. Традиционные синие и зеленые узоры в стиле «эслими» известны уже более тысячи лет. В эпоху Аббасидов возник стиль «хатаи» (цветы и птицы), включающий яркие красные, желтые и коричневые узоры. В настоящее время на сосудах воспроизводят также фигурные композиции в стиле классической персидской миниатюры .

Завершающий этап . В печи роспись закрепляется, и эмаль приобретает характерный блеск. Края, к которым мастера прикасались во время работы, дополнительно прокрашиваются.

Качественная эмаль устойчива к самым разным внешним воздействиям. Так, ее подлинность можно проверить следующими способами:

• По сосуду или тарелке можно водить острым ножом или пилкой – на качественном изделии царапин не останется.

• К изделию можно ненадолго поднести горящую зажигалку. Возникшее черное пятно легко стереть тряпкой или просто пальцем, при этом рисунок останется нетронутым .

Примечания

  1. от 16 сентября 2018 на Wayback Machine (перс.)
  2. от 16 июня 2017 на Wayback Machine (перс.)
  3. от 14 ноября 2017 на Wayback Machine (перс.)
  4. (перс.)
  5. (перс.)
  6. от 9 июня 2017 на Wayback Machine (перс.)
  7. от 26 июня 2017 на Wayback Machine (перс.)
  8. от 16 апреля 2016 на Wayback Machine (перс.)

Ссылки

  • (Encyclopedia Iranica Online)
Источник —

Same as Минакари