Поленова, Елена Дмитриевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Еле́на Дми́триевна Ахвледиа́ни ( груз. ელენე დიმიტრის ასული ახვლედიანი , 5 (18) апреля 1901 , Телави — 30 декабря 1975 , Тбилиси , Грузинская ССР , СССР ) — советская грузинская художница, график, театральная оформительница. (1960).
Елена Ахвледиани родилась в 1901 году в Телави ( Кахетия ) в семье врача. В 1910 году переехала с родителями в Тифлис , жили на улице Елизаветинской (теперь — Цинамдзгвришвили ) .
Родители планировали для неё карьеру музыканта, но вынуждены были согласиться с её намерением стать художницей. Ещё в гимназии она начала серьёзно заниматься живописью, а в 1919 году приняла участие в художественной выставке в Тифлисе . В 1922 году поступила в Академию художеств , где училась в классе Георгия Габашвили . По окончании первого курса как стипендиат академии была командирована в Италию и Францию . На несколько лет поселилась в Париже , где с 1924 по 1927 год занималась в свободной художественной академии Коларосси .
Всё это время основной темой творчества Ахвледиани оставались грузинские пейзажи . В этот период она создаёт картины «Кахетия. Зима», «Кутеж», «Старая колокольня», «Сабуе», «Отдых на дороге», многочисленные пейзажи старого Тбилиси («Старый Тбилиси») и Грузии. Творчество художницы получило благосклонный приём у французской художественной критики .
Одной из стилевых особенностей творчества Елены Ахвледиани стала орнаментализация изображения. Кроме грузинских пейзажей художница уделяет внимание и тем странам, в которых она в то время находилась: «Уголок Парижа», «Рабочий квартал в Париже», «Венеция».
В 1927 году Ахвледиани возвращается в Грузию, проводит персональные выставки в Телави , Тбилиси и Кутаиси , от Котэ Марджанишвили получает приглашение работать в Театре драмы в Кутаиси . Она становится художницей в театрах Грузии, а потом и за её пределами. Ей созданы эскизы декораций для многочисленных спектаклей, которые представляют собой картины, исполненные гуашью , композиционно чёткие и безукоризненные по колориту.
Ахвледиани оформила ряд кинофильмов и свыше 60 спектаклей, в том числе: в Театре им. К. А. Марджанишвили в Тбилиси («Три толстяка», 1931; «Мадам Сан-Жен», 1940; «Хозяйка гостиницы», 1952; «Много шума из ничего», 1963, и др.); «Бал-маскарад» (1956) в Театре оперы и балета им. Т. Г. Шевченко в Киеве; «Мать» (1957) в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова в Ленинграде .
При этом Ахвледиани продолжает заниматься пейзажной живописью. Основная тема — маленькие грузинские города («Шатили», «Телави», «В старом Кутаиси»). Работы этого периода отличаются холодноватыми свинцовыми тонами, благородной сдержанностью колорита: сказалось увлечение национально-декоративным искусством, особенно чеканкой и чернью.
Пейзажи становятся величественными и поэтичными. От темы тихих городских улочек, Ахвледиани переходит к изображению горных пейзажей: «В горах Мингрелии», «Имеретия», «Окрестности Пассанаури». Стиль становится экспрессивнее, размашистее, мазок — пастознее . Очень характерны для Ахвледиани зимние пейзажи.
Художница передаёт образ родной Грузии, но вместе с тем не ограничивается только видами родной природы. В 1940-е годы появился цикл «Москва в дни Отечественной войны». Многочисленные пейзажи были написаны ею на Украине , в Таллине , в Праге , Братиславе .
Писала произведения по истории героической защиты Кавказа от фашистских захватчиков (« Л. П. Берия организует оборону Кавказа на Клухорском перевале » и др.) .
Ещё одна тема творчества Ахвледиани — большие стройки («Самгори», «Тезиокам-строй»). Графические работы художницы отличаются тем, что она создавала целые серии, такие как «В дни войны», «Старый и новый Тбилиси».
Кроме того, Ахвледиани работала как иллюстратор, оформляла издания произведений Сервантеса , Гюго , Лонгфелло , а также грузинской классики: Важа-Пшавела , Ильи Чавчавадзе , Эгнате Ниношвили .
Елена Ахвледиани умерла 30 декабря 1975 года и похоронена в Тбилиси, в пантеоне Дидубе .
Работы художницы выставлены в Музее искусств Аджарии .
Художница принципиально не вела дневников и не оставила мемуаров . Поэтому её личная жизнь до сих пор остаётся предметом споров и малоизученна. Популярным стал сюжет, пересказанный несколькими биографами, что восемнадцатилетняя Ахвледиани сбежала из-под венца, чуть ли не в день свадьбы . Внешний вид, с подросткового возраста она предпочитала мужское платье, и поведение Ахвледиани породили устойчивые слухи о её гомосексуальности .