Карибжанов, Фазыл Каримович
- 1 year ago
- 0
- 0
Неджип Фазыл Кысакюрек (имя при рождении Ахмет Неджип , 26 мая 1904 — 25 мая 1983) — турецкий поэт , писатель и драматург представитель символизма .
Родился в Стамбуле . Учился в американском и французском колледжах. В 1922 году окончил военно-морскую школу. Среди учителей Неджипа были Ахмет Хамди Аксеки и Яхья Кемаль . В 1924 году окончил философский факультет Стамбульского университета . Одним из его близких друзей в университете был Хасан Али Юджель . В 1924-25 годах учился во Франции на стипендию министерства образования Турции. Получил степень бакалавра искусств и магистра в Сорбоннском университете .
После возвращения в Турцию увлёкся идеями проповедника , который оказал на поэта большое влияние. В 1926-39 годах работал инспектором в ряде банков. В 1939-42 годах читал лекции в Анкарской консерватории и академии изящных искусств. После 1942 года целиком сосредоточился на творческой деятельности .
Умер 25 мая 1983 года в собственном доме, расположенном в стамбульском квартале . Кысакюрек заявлял, что не хочет, чтобы на его похоронах играла музыка и приносили цветы, вместо этого церемония должна была сопровождаться чтением Корана и суры « Аль-Фатиха » .
Первая поэма Кысакюррека была опубликована 1 июля 1923 года в журнале «Yeni Mecmua» . Писал сборники стихов, символические рассказы и пьесы. Также перу Кысакюрека принадлежит ряд литературоведческих работ .
С 1936 года издавал журнал «Ağaç», в котором публиковались Ахмед Хамди Танпынар , Ахмет Кутси Теджер и . Конкурентом «Ağaç» был издаваемый журнал « ». «Ağaç» был закрыт в связи с недостатком спроса среди аудитории .
В 1943-78 годах Кысакюрек издавал журнал «Büyük Doğu», в котором освещались вопросы политики и религии. Первоначально журнал придерживался принципа плюралимзма, в нём публиковались люди с разными взглядами. Позднее, после поворота общего направления журнала в сторону религии, ряд публицистов, в том числе Бедри Рахми и Саит Фаик перестали печататься в журнале. Несколько раз журнал закрывался по решению властей, в вину ему ставилась в частности критика секуляризма и поддержка султана Абдул-Хамида II .