Корнейчук, Александр Евдокимович
- 1 year ago
- 0
- 0
Александр Корнейчук | |
---|---|
4 марта 1947 — 8 сентября 1953 | |
Предшественник | должность вакантна после гибели Михаила Бурмистенко в 1941 году |
Преемник | Павел Тычина |
24 марта 1959 — 14 мая 1972 | |
Предшественник | Павел Тычина |
Преемник | Михаил Белый |
|
|
Место погребения | |
Супруга | Ванда Львовна Василевская |
Партия | КПСС |
Образование | |
Деятельность | литература , драма , журналистика и политика |
Отношение к религии | отсутствует ( атеист ) |
Алекса́ндр Евдоки́мович Корнейчу́к ( укр. Олександр Євдокимович Корнійчук ; 12 [25] мая 1905 , Христиновка , Киевская губерния — 14 мая 1972 , Киев ) — советский писатель и политический деятель, драматург, журналист. Академик АН СССР (1943), доктор филологических наук (1943). Герой Социалистического Труда (1967), Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1943, 1949, 1951) и Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1960). Член ВКП(б) с 1940 года.
Родился в семье железнодорожного мастера. В 1917 году начались революционные события , наблюдал за молниеносной сменой властей, станция Христиновка множество раз переходила из рук в руки. В 1919 потерял отца. В 1920—1923 годах работал на железной дороге: ремонтировал вагоны, простукивал железнодорожное полотно.
В 1923 году поступил на рабфак . В 1924—1929 годах учился в Киевском институте народного образования .
В 1929—1933 годах был сценаристом Киевской и Одесской кинофабрик . В 1933—1941 годах был редактором и сценаристом треста «Украинфильм». В 1934 году на Первом съезде советских писателей А. Е. Корнейчук был избран членом правления СП СССР . В 1934—1941 годах и в 1946—1953 годах был председателем Правления СП УССР .
В 1942—1943 годах служил в РККА [ источник не указан 2951 день ] .
В студенческие годы дебютировал как писатель — очерк о Ленине « Он был велик » (1925). В дальнейшем посвятил себя в основном драматургии. С самого начала своего творческого пути Корнейчук выступал непримиримым противником национал-коммунистического направления в литературе, которое возглавлял Микола Хвильовий .
Первая пьеса « На грани » (1929) посвящёна разработке темы места художника в советском обществе. Пьесы 1929—1933 годов остро выступают против «национализма» во всех его проявлениях. Они ещё не достаточно совершенны в художественном отношении, слишком публицистичны, хотя в них уже начинает проявляться характерное для драматурга соединение патетики и народного юмора (комедия « Фиолетовая щука », 1932) [ источник не указан 2951 день ] .
Первое значительное произведение Корнейчука — драма « Гибель эскадры » (1933) — революционный романтический опус о большевиках-черноморцах, которые топят свои корабли, чтобы они не достались немцам. Посвящена событиям 1918 года. В 1933 году на Всесоюзном конкурсе пьеса А. Корнейчука была отмечена второй премией (первая премия не была присуждена никому) . Поставленная многими театрами в разных городах, пьеса произвела большое впечатление на украинское руководство, в особенности на П. П. Постышева , который стал продвигать «украинского самородка» [ источник не указан 2951 день ] .
В пьесе « Платон Кречет » (1934) драматург создал образ нового советского интеллигента-гуманиста, неутомимого искателя правды.
В 1937 году в пьесе « Правда » Корнейчук первым из украинских драматургов вывел на сцену В. И. Ленина . Н. С. Хрущёв и Л. М. Каганович рекомендовали И. В. Сталину молодого писателя, и в 1938 году состоялась личная встреча в Кремле. Писатель понравился Сталину, и для его произведений была открыта «зелёная улица» — они были переведены на все языки народов СССР, прежде всего — на русский, и ставились во всех советских театрах.
В 1938 году Корнейчук написал пятиактную историческую драму « Богдан Хмельницкий », посвящённую освободительной борьбе украинского народа в XVII веке и воссоединению Украины с Россией. Корнейчук показал, что в условиях существования классовых противоречий в Украине и самодержавного строя в России требования истории могли быть осуществлены в ту эпоху в далеко не полной форме .
Будучи активным сторонником коллективизации , А. Е. Корнейчук пишет пьесу в поддержку колхозного движения « В степях Украины » (1941). Здесь впервые в совершенстве он применяет комедийные, а порою даже фарсовые средства для достижения идеологического эффекта и борьбы против пережитков старой психологии, за новую социалистическую колхозную деревню. Благодаря своему острому юмору, пьеса пользовалась большим успехом у зрителей. И. В. Сталин писал А. Е. Корнейчуку: «Товарищ Корнейчук! Прочитал вашу пьесу „В степях Украины“. Хохотал от души. И. Сталин». Тему колхозной комедии Корнейчук продолжил в пьесах « Приезжайте в Звонковое » (1946), « Калиновая роща », « Над Днепром » (1960).
В годы Великой Отечественной войны Корнейчук находился в действующей армии в качестве политработника, корреспондента центральных газет. Широкую известность получила его пьеса « Фронт » (1942), написанная по личному указанию и с правкой Сталина, где подвергались критике старые генералы — герои Гражданской войны, не умевшие воевать в новых условиях. В ответ на возмущение генералов Сталин сказал: «Воюйте лучше, тогда не будет таких пьес» [ источник не указан 2951 день ] . Писатель передал Сталинскую премию , полученную им за пьесу «Фронт», в Фонд обороны .
По утверждению А. Ваксберга на радио «Эхо Москвы» (в 2009 году) и Г. Бахтарова в «Записках актёра» (2002 год) пьеса, переделанная в издевательский памфлет над Красной армией, была якобы поставлена В. А. Блюменталь-Тамариным в оккупированном немцами Киеве под названием « Вот так они воюют ». Однако, киевские газеты времён оккупации, где публиковался подробный театральный репертуар, не содержат информации ни о данной постановке, ни даже о пребывании Блюменталь-Тамарина в Киеве [ значимость факта? ] .
В 1951 году Корнейчук вместе со своей тогдашней женой-писательницей В. Л. Василевской написал либретто для оперы К. Ф. Данькевича « Богдан Хмельницкий » по мотивам своей же пьесы. Совершенно неожиданно опера подверглась разгромной критике со стороны Сталина за недостаточность показа борьбы народа против польских угнетателей и украинско-российской дружбы. Им пришлось дописать несколько новых сцен. Опера в новой редакции была представлена в 1953 году [ источник не указан 2951 день ] .
В послевоенные годы писал пьесы о современности: « Макар Дубрава » (1948), « Почему улыбались звёзды » (1957) и другие. Острая полемика возникла вокруг пьесы « Крылья » (1954), в которой выведен остро сатирический образ партийного руководителя. Н. С. Хрущёв , посмотрев пьесу, заявил: «Как же мы можем Корнейчуку запретить „Крылья“? Царь ведь разрешил Гоголю „Ревизора“!» .
Поздние пьесы Корнейчука « Страница дневника » (1964), « Память сердца » (1969) — попытка психологического анализа духовного мира людей военного и послевоенного периода, поиски ими своего места в быстро меняющемся мире [ источник не указан 2951 день ] .
В архиве литературы и искусства в г. Киев хранится неопубликованная статья-протест Голованивского С.Е. , в котором он сообщает о том, что Корнейчук А.Е. систематически заимствует сюжет Голованивского для своих пьес:
1) Из пьесы "Дальнее эхо" (1959 г.) Голованивского Корнейчук заимствует для пьесы "Страница дневника" (1964 г.): по версии Саввы Евсеевича, Александр Евдокимович меняет лишь национальность и вид связи -- у Голованивского в сюжете оккупант немец, а советский человек является дедом главной героини, а у Корнейчука оккупант -- итальянец, а советский человек -- муж несчастной жены;
2) Из пьесы "Тень прошлого дня" (1966 г.) Голованивского, которая является продолжением пьесы "Дальнее эхо", Корнейчук заимствует для пьесы "Память сердца" (1969 г.): по мнению Голованивского, в этой пьесе Корнейчук меняет лишь пол ребенка: у Голованиского в сюжете дочь, а у Корнейчука сын.
Активно занимался политической и общественной деятельностью. С 1940 года член ЦК ЛКСМУ . С 23 мая 1943 г. по 2 февраля 1944 г. он был заместителем наркома иностранных дел СССР .
Председатель Комитета по делам искусств УССР. [ когда? ]
В феврале 1944 года, когда был воссоздан Народный комиссариат иностранных дел Украинской ССР, Корнейчука назначили наркомом. Деятельность его на этом посту вошла в противоречие с планами И. В. Сталина . А. Е. Корнейчук всерьёз воспринял вхождение Украины в ООН , начал разрабатывать планы самостоятельного подписания Украиной мирных договоров после окончания войны — и в июле того же года был отправлен в отставку [ источник не указан 2951 день ] .
В 1949—1972 годах член ЦК КПУ, в 1952—1972 годах член ЦК КПСС .
Депутат ВС СССР и ВС УССР 1—8 созывов (1937—1972). В 1953—1954 заместитель Председателя СМ УССР. В 1947—1953 и 1959—1972 председатель ВС УССР.
Участник Всемирных Конгрессов защитников мира. В 1959—1972 член Президиума Всемирного совета мира . Был знаком с П. Пикассо , П. Нерудой , Ж. Амаду .
В Коломые нынешняя называлась именем Корнейчука в 1945—1957 годах.
В городе Нежине (Черниговская область) была названа улица в честь А. Корнейчука (с 2016 — улица Пантелеймона Кулиша).
В 1979 году часть во Львове переименована в честь А. Корнейчука (ныне улица Полищука) .
В Москве память о Корнейчуке хранит улица , названная в 1976 году его именем. 4 сентября 2011 года прошли торжественные мероприятия, посвящённые 35-летию улицы Корнейчука .
В родном городе Христиновке его именем названа одна из улиц и Христиновская специализированная школа № 1.
На могиле в 1973 году установлено мраморное надгробие (скульптор А. П. Скобликов , архитектор А. Ф. Игнащенко ), а на фасаде дома № 10 по ул. К. Либкнехта (ныне Шелковичная), где писатель жил в 1957—1972 гг., открыта мемориальная доска (бронзовый барельеф) тех же авторов [ источник не указан 2951 день ] .
В 1975 году в села Плюты под Киевом открыт Дом-музей А. Е. Корнейчука. На территории Музея в 1980 году установлен бюст писателя. В 1973—1993 годах в честь А. Е. Корнейчука назывался проспект в Киеве (ныне — Оболонский). В 1980—1993 — станция метро «Проспект Корнейчука» (ныне — « Оболонь »).
Имя А. Е. Корнейчука носил Киевский национальный университет культуры и искусств .
В годы Перестройки и после провозглашения независимости Украины был подвергнут острой критике как приспешник коммунистического режима. Все наименования в его честь были отменены. Художественная ценность его творческого наследия была подвергнута серьёзному сомнению. Произведения А. Е. Корнейчука были изъяты из школьной программы и преданы забвению [ источник не указан 527 дней ] . Однако 1 июня 2005 года Национальный банк Украины выпустил в обращение памятную монету, посвящённую 100-летию со дня рождения Корнейчука .