Царь Омашу
- 1 year ago
- 0
- 0
«Царь Селе́вк» ( порт. El-Rei Seleuco ), название по первому изданию «Комедия о царе Селевке» ( порт. Comédia d’El Rey Selevco ); также «Ауто о царе Селевке» ( порт. Auto d’El-Rei Seleuco ) — пьеса Луиша де Камоэнса в 1 акте, которую принято относить к жанру ауто или комедии моралите . Дата создания неизвестна; предполагается, что была написана после 1545 года . Впервые опубликована посмертно в 1645 году . На русский язык переведена Е. Любимовой.
В пьесе развивается расхожий сюжет о том, как царь Сирии Селевк уступил свою жену Стратонику своему сыну Антиоху .
Несмотря на то, что ранее, в XIX веке , встречались указания на первое издание пьесы 1616 года , как у Теофилу Браги , современные исследователи датируют первую её публикацию 1645 годом . Комедия включена в собрания сочинений Камоэнса (том III 1843 года и том IV 1863 года ). Тем не менее, отсутствие какого-либо письменного свидетельства об ауто до 1645 года явилось одним из аргументов, ставящих под сомнение авторство Камоэнса.
«Царь Селевк» представляет собой самое короткое драматическое произведение Камоэнса. Его пролог и концовка написаны прозой, а текст самого действа — стихами (редондилья). В прологе относительно пьесы используются термины «ауто» и « фарс », а титул первого издания сочинения содержал термин «комедия». В тексте присутствуют анахронизмы : в прологе занят оруженосец Ланселота , а в Сирии времён до нашей эры (до Рождества Христова) пребывают паж и музыкант по имени Алешандре да Фонсека; служанка восклицает: «Господи Исусе! Кто здесь?» ( Moça: Jesu! Quem ‘stá ahi? ) .
Особенностью данного сочинения Камоэнса являются занимающие треть его объёма прозаические пролог и концовка, благодаря чему автор создаёт иллюзию присутствия театра в театре . Общая для всех трёх пьес Камоэнса (« Амфитрионы », « Филодему » и «Царь Селевк») тема преодолевающей любые социальные преграды любви служит доводом для причисления их к жанру комедий моралите.
Ауто основано на сведениях из « Сравнительных жизнеописаний » Плутарха (Деметрий, 38) о царе Сирии Селевке, его жене Стратонике и сыне Антиохе , хотя до Плутарха впервые об этом писал Валерий Максим , а после него — Лукиан Самосатский , Петрарка , Боккаччо и другие авторы .
Во дворце обеспокоены состоянием Антиоха. Уже в самом начале ауто царица говорит царю о недомогании царевича Антиоха, о жёлтизне его лица — то ли от грусти, то ли от болезни. Причина пока никому не известна. Антиох же при своём первом появлении говорит пажу Леокадиу о безнадёжной любви, но отцу отвечает, что не знает причину своего плохого состояния, доводящего его даже до предчувствия смерти. В одном он уверен точно: врачи ничем не помогут. Царица советует прибегнуть к отдыху, на что Антиох отвечает, что такая болезнь не лечится отдыхом, а репликой зрителям даёт понять, что его недуг кроется в любви. Алешандре да Фонсека также изрекает, что от любви лекари не врачуют.
Со временем царица осознаёт интригу: «Я любила его как сына, а он любит меня по-другому — искусством любви». В диалоге с царём врач признаётся в своём бессилии, поскольку он не знает действенного снадобья от любви, и открывает ему страшную правду: сын его сохнет по царице, его жене и своей мачехе. Поборов своё изумление, царь находит выход. Для спасения своего единственного наследника он уступает сыну свою супругу: «Вставай, сынок, сейчас ты получишь от меня то, чего жаждешь». Слова пажа подводят итог действа: «Отец приказал сыну жениться на своей жене».