«Благоро́дный жу́лик»
(
The Gentle Grafter
) — сборник рассказов
О. Генри
, впервые изданный в
1908 году
издательством
McClure
в
Нью-Йорке
. Рассказы сборника объединены сквозным героем — Джеффом Питерсом (
Jeff Peters
), от имени которого ведётся повествование (точнее, новеллы построены как рассказ Джеффа автору). Второй сквозной герой цикла — Энди Таккер (
Andy Tucker
), друг и компаньон Питерса. Оба персонажа с переменным успехом зарабатывают на жизнь с помощью мелкого мошенничества, эксплуатируя человеческие
жадность, глупость, страх и тщеславие
, время от времени попадаясь на удочку своих более разворотливых собратьев по профессии. Жизненное
кредо
Джеффа Питерса:
Я принципиально никогда не брал у своего ближнего ни одного доллара, не дав ему чего-нибудь взамен — будь то медальон из фальшивого золота, или семена садовых цветов, или мазь от прострела, или биржевые бумаги, или порошок от блох, или хотя бы затрещина.
—
«Совесть в искусстве»
Исключение составляют рассказы «Заложники Момуса» и «Стихший ветер», где нет ни Питерса, ни Таккера, но в последнем действует другой ученик М. Сильвера — Парле Ву Пикенс.
Джефф Питерс появляется также в рассказе «Купидон порционно» («Купидон
a la carte
») из сборника «
» (1907). Кроме того, одним из главных персонажей рассказа «Младенцы в джунглях» из сборника «
» (1910) является Монтегю Силвер, наставник Джеффа Питерса в деле благородного жульничества.
Содержание
Состав сборника
Трест, который лопнул
(
The Octopus Marooned
). Питерсу и Таккеру на несколько дней удаётся
монополизировать
торговлю алкоголем в маленьком городке.
Трест
«Питерс, Таккер и Сатана» рассчитывал на солидный барыш, но помешало совершенно непредвиденное обстоятельство: в Энди Таккере не ко времени проснулась страсть к
ораторскому
искусству, и он нечаянно убедил горожан отказаться от спиртного.
Джефф Питерс как персональный магнит
(
Jeff Peters as a Personal Magnet
). Питерс и Таккер добывают некоторую сумму, разыграв перед
мэром
провинциального посёлка спектакль с арестом самозванного целителя.
Развлечения современной деревни
(
Modern Rural Sports
). Никакие уловки не помогли Джеффу Питерсу облапошить просвещённого и осмотрительного
фермера
, а Энди Таккер добрался до его денег простым и незатейливым способом.
Кафедра филантроматематики
(
The Chair of Philanthromathematics
). Питерс и Таккер в порыве человеколюбия открывают бесплатный
университет
имени себя — не забывая извлечь некоторую выгоду.
Рука, которая терзает весь мир
(
The Hand That Riles the World
). Питерс и Таккер отправляются в «
», чтобы выхлопотать должность
шерифа
для своего знакомого. Результат оказался таким, что благородные жулики предпочли с этим знакомым больше не встречаться.
Супружество как точная наука
(
The Exact Science of Matrimony
). Брачное бюро Питерса и Таккера действовало без всякого обмана — налицо была и достойная невеста, и заявленное приданое. Единственная проблема возникла, когда невеста и впрямь решила выйти замуж. Но оказалось, что эту проблему заранее предусмотрел и решил Энди Таккер.
Летний маскарад
(
A Midsummer Masquerade
). Питерс и Таккер, чтобы помочь старому знакомому выбраться из щекотливой ситуации, берутся на несколько дней перевоплотиться в знаменитостей —
Роберта Пири
и
. На беду, они забывают договориться о распределении ролей.
Стриженый волк
(
Shearing the Wolf
). Благородные жулики «наказывают долларом» жадного обывателя, который задумал поживиться за счёт бедного фальшивомонетчика.
Простаки с Бродвея
(
Innocents of Broadway
). Мелкий нью-йоркский лавочник почти насильно вручил все свои наличные сбережения на временное хранение «двум открытым и честным парням с Запада», то есть Питерсу и Таккеру. Перед героями стоит сложнейшая этическая проблема: вернуть простаку деньги не поднимается рука, а просто сбежать с незаработанной добычей — значит нарушить кодекс чести благородного жулика.
Совесть в искусстве
(
Conscience in Art
).
Питтсбургский
миллионер — коллекционер произведений искусства ищет пару к
древнеегипетскому
медальону
из своей коллекции и готов заплатить немалые деньги. И заплатил — Питерсу и Таккеру, получив от них свой собственный медальон.
Кто выше?
(
The Man Higher Up
). Встретились представители трёх почтенных профессий — вор, мошенник и
биржевой
махинатор — и решили выяснить, чей способ добывания хлеба насущного более достоин уважения. В соревновании Труда, Торговли и Капитала чистая победа — в денежном выражении — досталась Капиталу.
Стихший ветер
(
A Tempered Wind
). Два мошенника, сколотив начальный капитал в глубинке, перебираются в
Нью-Йорк
, где под руководством местного коллеги основывают
финансовую пирамиду
. Затея развивалась по предопределённому сценарию, но финал, как всегда, оказался неожиданным: в махинаторах проснулась та самая профессиональная совесть, которая не позволяет отбирать у людей последние деньги.
Заложники Момуса
(
Hostages to Momus
). Два злодея похитили магната из штата
Джорджия
, крупного землевладельца и хозяина железной дороги. На поверку оказалось, что выкуп, который он может предложить за свою персону, не оправдывает даже расходов на содержание жертвы
. Похитителям приходится на ходу изобретать способ хотя бы «сохранить лицо».
Поросячья этика
(
The Ethics of Pig
). Питерс взял в подручные деревенского простофилю-свинокрада, а тот не упустил случая одурачить своего благодетеля.
О. Генри
. Избранные произведения в двух томах. — Т. 2. —
М.
: Худгиз, 1954.
О. Генри
. Рассказы. —
К.
: Радянський письменник, 1968. (без рассказов: «
Летний маскарад
», «
Простаки с Бродвея
», «
Стихший ветер
» и «
Заложники Момуса
»)
О. Генри
. Сочинения в трёх томах. — Т. 2. —
М.
: Правда, 1975.
О. Генри
. Избранные произведения в трёх книгах. — Кн. 2: Благородный жулик. —
М.
: Голос; Глагол, 1993. —
ISBN 5-900288-08-0
; 5-900288-04-08.
О. Генри
. Благородный жулик и другие. —
М.
: ММП, 1993.
О. Генри
. Собрание сочинений в пяти томах. — Т. 2. —
М.
: Литература; Престиж книга; РИПОЛ классик, 2005.
О. Генри
. Благородный жулик. Рассказы. —
М.
: АСТ; Астрель, 2010. —
ISBN 978-5-17-067339-1
; 978-5-271-31484-1.
О. Генри
. Собрание сочинений в 6 томах. — Т. 3: Голос большого города. —
М.
: АСТ: Астрель, 2011. —
ISBN 978-5-17-065236-5
, 978-5-17-072258-7; 978-5-271-36300-9; 978-5-271-35255-3.
«Поросячья этика»,
СССР
,
1979
— телеспектакль, режиссёр В. Шлезингер, в роли Джеффа Питерса —
Юрий Яковлев
.
«
Трест, который лопнул
»,
СССР
,
1982
(«Трест, который лопнул», «Джефф Питерс как персональный магнит», «Развлечения современной деревни», «Рука, которая терзает весь мир», «Супружество как точная наука», «Поросячья этика»)
«
Дела Лоховского
»,
Белоруссия
,
1997
(вольно использованы сюжетные идеи рассказов «Поросячья этика», «Джефф Питерс как персональный магнит», а также некоторых других, не из «Благородного жулика»)
Примечания
Так в русском переводе; в оригинале Билл Хамбл хочет стать
маршалом США
.
«
МММ
», «
Русский дом селенга
» и другие подобные предприятия 1990-х годов действовали в точности по описанной в рассказе схеме.
Штат Джорджия во времена О. Генри переживал глубокий экономический упадок.