Interested Article - Стеценко, Владимир Иванович

Влади́мир Ива́нович Стеце́нко — украинский композитор и музыкальный педагог, член Национального Союза композиторов Украины . Заслуженный деятель искусств Украины (2006).

Биография

Родился 1 февраля 1941 года в Донецке . В 1966 году окончил Киевскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по классу баяна народного артиста Украины М. И. Ризоля, а в 1990 -м — Донецкий государственный музыкально-педагогический институт им. С. С. Прокофьева по классу композиции С. А. Мамонова. Преподаватель Донецкого государственного музыкального училища; кафедры композиции и современных музыкальных технологий Донецкой государственной музыкальной академии им. С. С. Прокофьева , лауреат премии имени С.С. Прокофьева (1996), дипломант Всеукраинского конкурса композиторов «Духовные псалмы» (2001), заслуженный деятель искусств Украины (2006). [ источник не указан 4933 дня ]

Творчество

Владимир Стеценко — автор произведений разных жанров, среди которых симфония, камерная, хоровая музыка, произведения для народных инструментов, песни. Композитор много работает в хоровом жанре, его произведения вошли в репертуар многих профессиональных, самодеятельных, студенческих, детских хоровых коллективов, среди которых Национальная заслуженная академическая хоровая капелла Украины «Думка», Киевский муниципальный хор «Крещатик», камерный хор им. Д. Бортнянского города Чернигова , Винницкий муниципальный хор, хор «Весновка» г. Торонто (Канада), хор «Благовест» Луганского колледжа культуры и искусств, практически все учебные хоры Украины. Хоровые произведения В. Стеценко широко исполняются на Родине и за её пределами — в США , Канаде , Ирландии , Италии , Германии , Польше , Финляндии , Латвии , России . С исполнением произведений композитора ведущие хоровые коллективы принимали участие во многих престижных международных конкурсах и фестивалях и неоднократно были отмечены лауреатскими наградами. Так, хор «Хрещатик» получил и премию и Золотую медаль на Международном конкурсе хоровых коллективов в г. Сайго (Ирландия) и звание лауреата на V Международном фестивале камерных хоров в г. Рига (Латвия); образцовый хор ДМШ г. Докучаевска получил Гран-при, диплом лауреата и Кубок Анатолия Авдиевского на IV Международном детском хоровом конкурсе Георгия Струве «Артековские зори», и премию, Золотой диплом и кубок на IV Международном хоровом конкурсе в г. Рива-дель-Гарда (Италия); хор «Благовест» — II премию на Всеукраинском конкурсе хоровых коллективов в г. Ивано-Франковске . Хоровые произведения В. Стеценко ежегодно исполняются в концертах Международного фестиваля «Киев-Музик-Фест» и фестиваля «Премьеры сезона» [ источник не указан 4933 дня ] .

Огромное место в творческом наследии Стеценко занимает хоровая музыка, которую композитор пишет преимущественно на народные и духовные тексты. Следует особо отметить, что композитор, используя настоящие народные тексты, никогда не обращался к народным мелодиям. То есть его хоровые произведения являются вполне оригинальными музыкальными образцами, а не обработками народных песен [ источник не указан 4933 дня ] .

В вокальных произведениях, преимущественно драматических по содержанию, композитор создает женские образы, связанные с темами нелегкой судьбы и страдания из любви ( романсы написаны именно для женского голоса. Вокальные произведения В. Стеценко в определенной мере продолжают и развивают черты, присущие хоровым произведениям композитора. Созданы, равно как и хоры, на народные тексты. Но как и в хорах, автор, последовательно придерживаясь принципов народного интонационного мышления, органично чувствуя стилистику и жанровую природу народной песни , никогда не прибегает к прямым цитатам и создает оригинальные образцы вокальной музыки . В отличие от хоровых произведений, предназначенных для выполнения а cappella , романсы В. Стеценко сопровождает фортепианная партия, роль которой значительно выходит за рамки аккомпанемента . Сопровождение, тщательно разработанное и развитое, иногда даже виртуозное, имеет достаточно самостоятельное значение и становится равноправным «партнером» вокальной партии в создании и усилении эмоциональной выразительности и драматизма образов [ источник не указан 4933 дня ] .

Список сочинений [ источник не указан 4933 дня ]

Симфонические и вокально-симфонические

  • «Симфонія» es-moll у трьох частинах для великого симфонічного оркестру
  • «Концерт» для баяна та симфонічного оркестру
  • «Я сподіваюся на вас». Слова І. Шаферана. Для голосу та симфонічного оркестру
  • «А на серці неспокій». Слова І. Гофф. Для голосу та симфонічного оркестру
  • «Стучи, барабан». Слова В. Медведієвої. Для хору та симфонічного оркестру
  • «Твої учні». Слова Л. Касинської. Для солістів та симфонічного оркестру

Камерно-вокальные

  • «Чи знаєш ти». Романс на слова В. Сосюри для сопрано та фортепіано
  • «Крізь вогні». Романс на слова В. Сосюри для баритона та фортепіано
  • «Прийшла весна». Романс на слова М. Голоденка для голоса та фортепіано
  • «Балада». Слова М. Голоденка для баса та фортепіано
  • «Былинный край». Слова М. Хапланова

Камерно-инструментальные

  • «Соната» для фортепіано
  • «Basso ostinato» пам’яті Б. М. Лятошинского для фортепіано
  • «Прелюдія» для фортепіано a-moll
  • «Прелюдія» для фортепіано d-moll
  • «Вічний рух» для фортепіано
  • «Фуга» для фортепіано
  • «Токата» для фортепіано
  • «Три обробки народних пісень» для фортепіано
  • Утушка луговая. Російська народна пісня
  • Їхав козак. Українська народна пісня
  • Ой ти, дівчино, зарученая
  • Три конарі
  • «Шість п’єс» для фортепіано:
  • Голуба лагуна
  • Тема з варіаціями
  • Старовинний наспів
  • Колискова
  • Казка
  • Волинка
  • Зозуленька
  • «Три обробки» для голосу та фортепіано
  • Сільська свадьба. Болгарська народна пісня
  • То не вечер. Російська народна пісня
  • Ой, при лужку, при лужку. Українська народна пісня
  • «Дві пісні» на слова М. Пляцковського для жіночого голосу та ансамблю скрипалів
  • А война не прощается с нами
  • Что же я наделала

Для скрипки и камерного оркестра

  • Зворушлива історія
  • Волинка
  • Гандзя, обробка
  • Осінній пейзаж
  • Прелюдія
  • Гандзя

Для камерного оркестра

  • Веснянка
  • Зозуленька
  • Токата
  • Псалом
  • Рондо
  • «Три п’єси» для двох скрипок:
  • Роздум
  • Полька
  • Сумна пісня
  • «Матрешки» для двох скрипок та віолончелі

Вокальные

  • 13 солоспівов для голосу і ф-но

Для народных инструментов

  • «Andante» та «Perpetuum mobile» для аккордеона
  • «Дитячий альбом» (12 творів) для баяну
  • «Поема» для баяну
  • «П’ятнадцять етюдів» для баяну
  • «Роздум» для баяну
  • «Старовинний вальс» для баяну
  • «Токата-фуга» для двох баянів
  • «Школа технічної майстерності» для баяну
  • «Я на горку шла». Обробка російської народної пісні для баяну
  • «Я по бережку». Обробка російської народної пісні для баяну
  • «Осінній пейзаж» для гітари
  • «Сумна пісня» для гітари
  • «Вальс» для оркестру народних інструментів
  • «Коробейники». Обробка російської народної пісні для тенора та оркестру народних інструментів
  • «Что ты жадно глядишь на дорогу». Обробка російської народної пісні для мецо сопрано та оркестру народних інструментів
  • «Ой ти, дівчино». Обробка української народної пісні для баритона та оркестру народних інструментів
  • «Ой, вийди, Іванку». Обробка для жіночого (дитячого хору).

Для смешанного хора

Духовні хори

  • «Ангеле Христів» (Молитва до святого Ангела-Охоронителя). Слова канонічні
  • «Благого царя Блага мати» (Молитва до Пресвятої Богородиці). Слова канонічні
  • «Божая мати». Сл. Я. Вільченка
  • «Господи, Боже мій» (Псалом). Слова канонічні
  • «Господи, хто може перебувати в наметі твоїм» (Псалом). Слова канонічні
  • «Захисти мене, Господи» (Псалом). Слова канонічні
  • «Не карай мене, Господи» (Псалом). Слова канонічні
  • «Почуй, Господи, мову мою» (Псалом). Слова канонічні
  • «Я каюся перед тобою» (Псалом). Слова канонічні

Хори на слова російських поетів

  • «Сосна». Слова М. Лермонтова
  • «Осень». Слова М. Івенсен

На українські народні тексти

  • «Веснянка»
  • «Десь мій милий далеко»
  • «Калино-малино»
  • «Козак од’їжджає, дівчинонька плаче»
  • «Колискова»
  • «На городі верба рясна»
  • «На долині дуб, дуб»
  • «О, милий мій, молю тебе»
  • «Ой, ви вітри»
  • «Ой, на горі вогонь горить»
  • «Ой, полети, зозуленько»
  • «Ой, пущу я кониченька в саду»
  • «Ой, рясна, красна в лузі калина»
  • «Саду мій, саду зелененький»
  • «Стоїть явір»
  • «В кінці верби шумлять верби»
  • «Чого, селезень, скучний, невесел»
  • «Чогось мені чудно»

Для женского хора

Духовный хор

  • «Господи, Боже мій»

На украинские народные тексты

  • «А в тому саду»
  • «Веснянка»
  • «Десь мій милий далеко»
  • «Калино-малино»
  • «Коло млина, коло броду»
  • «О, милий мій, молю тобе»
  • «Ой ти, Соловейку»
  • «Ой, на горі сніг біленький»
  • «Ой, на гору козак воду носить»
  • «Ой, не рости, кропе»
  • «Ой, полети, зозуленько»
  • «Ой, рясна, красна в полі калина»
  • «Попід терном стежечка»
  • «Стоїть явір»
  • «Чогось мені чудно»
  • «Ой, вийди, Іванку». Обробка для жіночого (дитячого хору).
  • «Сопілонька». Для флейти і ф-но.

Примечания

  1. . Дата обращения: 10 июля 2010. 6 декабря 2012 года.
  2. . Дата обращения: 10 июля 2010. 22 марта 2008 года.

Ссылки

  • .
Источник —

Same as Стеценко, Владимир Иванович