Interested Article - Новик, Нора Альфоновна

Но́ра Альфоновна Но́вик ( 29 июля 1941 , Москва 15 июля 2009 , Рига ) — пианистка , заслуженная артистка Латвийской ССР , участница дуэта «Riga Piano Duo» .

Творческая биография

Нора Новик родилась в семье коммунистического военного преступника Альфонcа Андреевича Новика (1908-1996, скончался в Риге в заключении) , который после аннексии Латвии Советским союзом возглавил республиканскую службу госбезопасности. Мать - Эмилия Цекулиня - из латышей Сибири. Военные годы Нора провела в эвакуации в Москве, после освобождения Латвии вернулась с родителями в Ригу, где позже поступила в Музыкальную школу им. Дарзиня (класс В.Зостса) , а по её окончании — в Латвийскую консерваторию (педагоги В.Зостс, после его кончины Н.Федоровский), после чего совершенствовалась в Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова под руководством проф. П.А.Серебрякова.

Уже в юности, с 1958 года , Нора, обладая огромным репертуаром, выступала в качестве солистки-пианистки в Латвии , а также Москве и Ленинграде , Германии , Финляндии , Эстонии , Литве , Белоруссии , Армении . Также проходили и её выступления с оркестрами (концерт Э. Грига , Первый концерт П. И. Чайковского , Второй концерт С. В. Рахманинова , Второй концерт С. С. Прокофьева , Концертштюк К. М. Вебера ) .

Виртуозная пианистка-энтузиаст Нора Новик - первая исполнительница ряда произведений латышских композиторов, среди которых Сюита (с оркестром) «В рыбацком посёлке» ( Я. Кепитис ), Соната № 3 (П. Дамбис), «Настроения» (А. Скултэ).

С 1968 года она участвовала в фортепианном дуэте « » с Раффи Хараджаняном , также учеником П. А. Серебрякова , который принёс им всемирную известность. Гастроли дуэта проходили во всех бывших республиках Советского Союза , в США , многих странах Европы , в Израиле , Японии , Корее , на Тайване . 40-летие ансамбля пианистов отмечалось в Риге , Сан-Франциско , Ереване , Волгограде и других городах .

Специально для Новик и Хараджаняна, помимо латвийских композиторов (а это П. Васкс , П. Плакидис , , , Р. Калсонс , Э. Страуме , , Я. Кепитис , А. Жилинскис ), писали произведения В. Гаврилин , А. Холминов , Ю. Буцко , В. Биберган (полька «Нора» для 2-х фортепиано в 8 рук, обретшая большую популярность), Г. Белов , А. Неволович, В. Кобекин , Е. Ларионова, В.Бибик , А. Арутюнян , Л. Аствацатрян, С. Баласанян , М. Кокжаев, М. Бурштин , А. Йосифов , Р. Кангро , Я. Ряэтс , Л. Сумера , О. Балакаускас , В. Баркаускас , З. Виркшас, , Т. Бухголц, П. Хеллавел, М. Тейлор .

Среди дирижёров, с которыми сотрудничал рижский дуэт, были К. Кондрашин , А. Янсонс , М. Паверман , Л. Вигнерс , Э. Клас , Ю. Домаркас , Р. Мартынов , В. Зива , Д. Ханджян , И. Хараджанян, Л. Чкнаворян , А. Кац , С. Сондецкис , А. Амеллер, Т. Зандерлинг , К. Големинов, В. Синайский , А. Борейко , Д. Лисс , В. Барсов, Т. Лифшиц , Зб. Рудзинский .

Ансамбль привлекал к своим концертам пианистов Е. Мурину, С. Навасардян , И. Граубиня , С. Кодама, В. Пальмова , piano duo Зишка, Шик, Анджело, Firenze, Spectrum, валторниста А. Клишанса , флейтиста А. Корнеева , ударника М. Пекарского .

Дуэт провёл несколько концертных циклов, подготовил и исполнил ряд тематических программ («Фантазии», «Европа танцует», «Посвящение Риге», «От одной до шестнадцати рук» и другие).

Нора Новик являлась педагогом Латвийской консерватории, воспитала группу одаренных молодых пианистов. Написала статьи-воспоминания об учителях - В.Зосте, Я.Кепитисе, П.А.Серебрякове. Они опубликованы. Как редактор участвовала в публикациях многих фортепианно-дуэтных сборников балтийских авторов, выпущенных в свет ленинградским отделением издательства "СК".

Концерты памяти Норы Новик были проведены в Риге, Елгаве , Марупе , Валке (Латвия), Шяуляе (Литва), Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Сан-Франциско (www.sfmf.org). Образу артистки в 2009 году посвятили сочинения Г. Белов , А. Неволович, М. Кокжаев, С. Кларк (Sondra Clark, США — «Noras Waltz»). Её имя с 2010 года носит конкурс малых камерных ансамблей в Марупе .

Образование

Трудовая деятельность

  • 1967 1968 Ленинградская консерватория , педагог.
  • 1968 1994 — Латвийская государственная консерватория (ныне Латвийская музыкальная академия им. Язепа Витола), доцент кафедры фортепиано. Уволена в 1994 году приказом ректора Юриса Карлсонса по статье "сокращение штатов" (.Žurnāls "Mūzikas saule".2016, #3, lpp.30–33).
  • 1994 2009 — свободный художник (широкая концертная деятельность, мастер-классы в разных странах).

Участие в фестивалях

  • Международные фестивали фортепианных дуэтов в Сан-Франциско (дважды), Бад-Гереналбе, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Минске, Шауляе
  • «Варшавская осень»(1997)
  • «Ленинградская весна» (2005)
  • 15-е Биеналле современной музыки в Загребе (1989)
  • Фестиваль В. Гаврилина в Вологде(2008)
  • Halliche Musiktage (1990)
  • «Антон Рубинштейн» в СПб. (2007)
  • Третий фестиваль современной музыки (Ленинград, 1988)
  • «Апрельская весна» (Пхеньян, 1986)
  • Фестиваль в Шлезвиг-Гольштейне (1992)
  • «Gaida»(Вильнюс, 1990)
  • 12-й фестиваль молодежи и студентов (Москва, 1985)
  • «Музыка нашей эпохи» (Будапешт, 1981)
  • « Московская осень » (1979)
  • «Варненское лето» (1979)

В качестве члена жюри

Конкурсы в Санкт-Петербурге, Киеве, Токио, Марупе.

Ученики

  • Среди известных учеников: Р. Пережило, С. Аудре, Н. Приходченко, А. Горшков, Э.Вилцане, О.Павлова, которые в настоящее время работают в Латвии, России, Германии, Канаде .

Награды и премии

  • заслуженная артистка Латвийской ССР (1982)
  • специальные премии Союзов композиторов Латвии (1981), Санкт-Петербурга (1990), Урала (1989)
  • Grand Prix Первого Международного Свердловского фестиваля фортепианных дуэтов (с Раффи Хараджаняном, 1989)
  • лауреат Республиканского конкурса пианистов Латвии — 1 место (1964)
  • межреспубликанский конкурс пианистов в Минске — 2 место (1965)
  • почётная серебряная медаль Ассоциации национальных культурных обществ Латвии (АНКОЛ, 2007)
  • почётные дипломы и грамоты множества фестивалей
    • Третьего Международного фестиваля современной музыки в Ленинграде (1988)
    • Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1985)
    • Фестиваля искусств «Апрельская весна» в Пхеньяне (1986) и многие другие
  • почётная грамота Министерства культуры Латвии (2008) «за выдающийся вклад в развитие музыкальной культуры Латвии»

Примечания

  1. Белов Г. . Дата обращения: 28 апреля 2010. Архивировано из 15 апреля 2012 года.
  2. Хараджанян Р. Нора Новик. // Музыкальное обозрение. — М. , 2009, октябрь.
  3. Шаген Е. . Капиталист (1 июня 2008). Дата обращения: 2 мая 2010. Архивировано из 15 апреля 2012 года.
  4. Екимовский В. Портрет с двумя роялями // Музыка в СССР. — 1987. — Вып. 4 .
  5. Осипова Л. Дон-Кихоты из Риги // Советская музыка. — 1990. — Вып. 4 .
  6. . Дата обращения: 30 сентября 2017. 14 апреля 2016 года.
  7. от 8 февраля 2010 на Wayback Machine 03.12, 2009."Postskriptum"
  8. . Дата обращения: 28 мая 2010. 27 марта 2016 года.

Ссылки

  • Белов Г. . Дата обращения: 28 апреля 2010. Архивировано из 15 апреля 2012 года.
  • Екимовский В. Портрет с двумя роялями // Музыка в СССР. — 1987. — Вып. 4 .
  • Лукьянова Н. В. О дуэте из Риги // История Петербурга. — 2005. — Вып. 4 .
  • Лукьянова Н. В. Фортепианный дуэт Нора Новик и Раффи Хараджанян. Взгляд из Петербурга // Сб. Материалы международной научно-практической конференции «V1 Серебряковские научные чтения». — Волгоград, 2008. — С. 312—321 .
  • Новик Н. и Хараджанян Р. Ответы на анкету // Советская музыка. — 1982. — Вып. 4 .
  • Осипова Л. Дон-Кихоты из Риги // Советская музыка. — 1990. — Вып. 4 .
  • Осипова Л. Фортепианные дуэты и… — М. , 1995. — С. 12—16.
  • Хараджанян Р. Современный этап симфонического и камерного исполнительства // Музыка Советской Латвии : Сб.. — Рига, 1988. — С. 132—133 .
  • Хараджанян Р. Фестивальное движение как форма сохранения и развития жанра // Культура. Наука. Творчество : Сб.. — Минск, 2008. — Вып. 2 . — С. 410—415 .
  • Хараджанян Р. Латвийский путь жанра фортепианного дуэта // Проблемы ансамблевого исполнительства : Сб.. — Екатеринбург, 2007. — С. 33—62 .
  • Хараджанян Р. Раймо Кангро и его видение фортепианно-ансамблевой музыки // Piano duo : Сб.. — Петрозаводск, 2008. — Вып. 6 . — С. 43—49 .
  • Хараджанян Р. Свет оставивший // С. А. Баласанян : Сб.. — М. , 2003.
  • Хараджанян Р. Молчание в Летнем саду // Этот удивительный Гаврилин… : Сб.. — Л. , 2002.
  • Шаген Е. . Капиталист (1 июня 2008). Дата обращения: 2 мая 2010. Архивировано из 15 апреля 2012 года.
  • I. Zemzare, G. Pupa. Divvienība // Jauno mūzika : Сб.. — R., 1979. — С. 151—158 .
  • Дамбис П. О рижском дуэте. // Советская музыка, 1980. — № 10. — С. 79.
  • Екимовский В. Записываем ансамбль пианистов (о Н. Новик и Р. Хараджаняне). // Жур. «Мелодия», 1987. — № 3. — С. 24—25.
  • Хараджанян Р. Нора Новик. // Музыкальное обозрение. — М. , 2009. — Октябрь.
  • Лебедева Н. Памяти Норы Новик. // «Вести сегодня» (Рига), 2011, 10 декабря.
  • Шаврей А. Концерт памяти Норы Новик. // «Телеграф» (Рига), 2011, 8 декабря.
  • Haradžanjas R. Nora Novika. Žurnāls "Mūzikas saule".2016, #3, lpp.30–33.
  • Новик Н. А. Статья о профессоре. // Сб. «Павел Алексеевич Серебряков». — СПб. , 2007. — С. 319—322.
  • Novika Nora . Статья об учителе. // Сб. Valērijs Zosts. — Rīga, 1971. (латыш.)
  • Novika Nora . Статья об Армении. // Сб. Mana Armēnija. — Rīga, 2000. (латыш.)
  • Novika Nora . Статья о проф. Я. Кепитисе. // Сб. Jānis Ķepītis. — Rīga, 2010. (латыш.)
Источник —

Same as Новик, Нора Альфоновна