Мюллер Ааргауский, Иоганнес
- 1 year ago
- 0
- 0
Иога́ннес Брамс ( нем. Johannes Brahms [joːˈhanəs ˈbʁaːms] ; 7 мая 1833 , Гамбург — 3 апреля 1897 , Вена ) — немецкий композитор и пианист, один из центральных представителей эпохи романтизма .
Иоганнес Брамс родился 7 мая 1833 года в гамбургском квартале Шлютерсхоф , в семье контрабасиста городского театра Якоба Брамса . Семья композитора занимала крохотную квартирку, состоящую из комнаты с кухней и крошечной спальни . Вскоре после рождения сына родители переселились на Ультрихштрассе .
Первые уроки музыки Иоганнесу дал отец, который привил ему навыки игры на различных струнных и духовых инструментах . После мальчик обучался игре на фортепиано и теории композиции у ( нем. Otto Friedrich Willibald Cossel ).
В десять лет Брамс уже участвовал в концертах, где исполнял партию фортепиано, что давало ему возможность совершить турне по Америке . Косселю удалось отговорить родителей Иоганнеса от этой идеи и убедить их, что мальчику лучше продолжить обучение у педагога и композитора Эдуарда Марксена , в Альтоне . Марксен, педагогика которого основывалась на изучении произведений Баха и Бетховена, быстро понял, что имеет дело с необыкновенным дарованием. В 1847, когда умер Мендельсон, Марксен сказал другу: « Один мастер ушёл, но другой, более крупный, идёт ему на смену — это Брамс » .
В четырнадцать лет — в 1847 году Иоганнес окончил частное реальное училище и впервые выступил публично как пианист с сольным концертом .
В апреле 1853 года Брамс отправляется в гастрольную поездку с венгерским скрипачом Э. Ременьи .
В Ганновере они встретились с другим известным скрипачом, Йозефом Иоахимом . Тот был поражён мощью и огненным темпераментом музыки, которую Брамс показал ему, и два молодых музыканта (Иоахиму было тогда 22 года) стали близкими друзьями.
Иоахим дал Ременьи и Брамсу рекомендательное письмо к Листу , и они отправились в Веймар . Маэстро проиграл с листа некоторые сочинения Брамса, и они произвели на него столь сильное впечатление, что он тут же захотел «причислить» Брамса к передовому направлению — , которую возглавляли он сам и Р. Вагнер . Однако Брамс устоял перед обаянием личности Листа и блеском его игры .
30 сентября 1853 года , по рекомендации Иоахима , Брамс познакомился с Робертом Шуманом , к высокому дарованию которого питал особенное благоговение. Шуман и его жена, пианистка Клара Шуман-Вик , уже слышали о Брамсе от Иоахима и тепло приняли молодого музыканта. Они пришли в восторг от его сочинений и стали самыми стойкими его приверженцами. Шуман весьма лестно отозвался о Брамсе в критической статье в своей « Новой музыкальной газете ».
Брамс прожил в Дюссельдорфе несколько недель и направился в Лейпциг , где его концерт посетили Лист и Г. Берлиоз . К Рождеству Брамс прибыл в Гамбург; он покинул родной город безвестным учеником, а вернулся артистом с именем, о котором в статье великого Шумана было сказано: «Вот музыкант, который призван дать самое высокое и идеальное выражение духу нашего времени» .
Брамс питал нежную симпатию к Кларе Шуман, которая была на 13 лет старше. Во время болезни Роберта он посылал любовные письма его жене, однако так и не решился сделать ей предложение, когда она овдовела.
Первое произведение Брамса — Соната fis-moll (op. 2) 1852 год. Позже написана соната C-dur (op. 1). Всего 3 сонаты. Также есть скерцо для фортепиано, фортепианные пьесы и песни, изданы в Лейпциге в 1854 году .
Постоянно меняя своё местопребывание в Германии и Швейцарии , Брамс написал целый ряд произведений в области фортепианной и камерной музыки .
В осенние месяцы 1857—1859 годов Брамс служил придворным музыкантом при небольшом княжеском дворе в Детмольде .
В 1858 году снял для себя квартиру в Гамбурге, где по-прежнему жила его семья . С 1858 по 1862 год руководил женским любительским хором, хотя мечтал о месте дирижёра Гамбургского филармонического оркестра .
Летние сезоны 1858 и 1859 годов Брамс провёл в Гёттингене . Там он познакомился с певицей, дочерью университетского профессора Агатой фон Зибольд, которой серьёзно увлёкся. Однако, как только речь зашла о браке, отступил . Впоследствии все сердечные увлечения Брамса носили мимолётный характер .
В 1862 году умер прежний руководитель гамбургского Филармонического оркестра, но его место достаётся не Брамсу, а Ю. Штокхаузену . Композитор поселился в Вене, где он стал капельмейстером в Певческой академии, а в 1872—1874 годах дирижировал концертами Общества любителей музыки (Венской филармонии). Позднее большую часть своей деятельности Брамс посвятил композиции. Первый же визит в Вену в 1862 году принес ему признание.
В 1868 году в кафедральном соборе Бремена состоялась премьера Немецкого реквиема , имевшая громкий успех . За ней последовали столь же успешные премьеры новых крупных сочинений — Первой симфонии до минор (в 1876 году ), Четвёртой симфонии ми минор (в 1885 году ), квинтета для кларнета и струнных (в 1891 году ) .
В январе 1871 года Иоганнес получил от мачехи известие о тяжёлой болезни отца . В начале февраля 1872 года приехал в Гамбург, на следующий день отец скончался . Сын тяжело переживал смерть отца .
Осенью 1872 года Брамс стал артистическим директором Общества любителей музыки в Вене . Однако эта работа его тяготила, и он выдержал лишь три сезона .
С приходом успеха Брамс мог позволить себе много путешествовать. Он посещает Швейцарию, Италию, однако излюбленным местом его отдыха становится австрийский курорт Ишль .
Став известным композитором, Брамс не раз оценивал произведения молодых дарований. Когда один автор принес ему песню на слова Шиллера, Брамс изрек: «Замечательно! Я снова убедился в том, что стихотворение Шиллера бессмертно».
Покидая немецкий курорт, где он проходил курс лечения, на вопрос врача: «Всем ли вы довольны? Может, чего-то не хватает?», Брамс ответил: «Спасибо, все болезни, которые я привез, увожу обратно».
Будучи очень близоруким, предпочитал не пользоваться очками, отшучиваясь: «Зато много плохого ускользает из поля моего зрения».
К концу жизни Брамс стал нелюдим, и, когда организаторы одного светского приема решили сделать ему приятное, предложив вычеркнуть из списка приглашенных тех, кого ему не хотелось бы видеть, он вычеркнул себя.
В последние годы жизни Брамс много болел, но не прекращал работать . В эти годы он завершает цикл немецких народных песен .
Умер Иоганнес Брамс утром 3 апреля 1897 года в Вене, где и был похоронен на Центральном кладбище ( нем. Zentralfriedhof ).
Брамс не написал ни одной оперы, однако он работал практически во всех других жанрах .
Брамсом написано более 80 произведений: одноголосные и многоголосные песни, серенада для оркестра, вариации на гайдновскую тему для оркестра, два секстета для струнных инструментов, два фортепианных концерта, несколько сонат для одного фортепиано, для фортепиано со скрипкой , с виолончелью, кларнетом и альтом, фортепианные трио , квартеты и квинтеты, вариации и разные пьесы для фортепиано, кантата «Rinaldo» для соло тенора, мужского хора и оркестра, рапсодия (на отрывок из гётевского « ») для соло-альта, мужского хора и оркестра, « Немецкий реквием » для соло, хора и оркестра, «Triumphlied» (по поводу Франко-прусской войны ), для хора и оркестра; «Schicksalslied», для хора и оркестра; скрипичный концерт, концерт для скрипки и виолончели, две увертюры : трагическая и академическая .
Но особенную славу принесли Брамсу его симфонии. Уже в ранних своих работах Брамс выказал самобытность и самостоятельность. Благодаря упорному труду Брамс выработал собственный стиль. О его произведениях, по общему от них впечатлению, нельзя сказать, чтобы Брамс находился под влиянием кого-либо из предшествовавших ему композиторов. Самой выдающейся музыкой, в которой творческая сила Брамса сказалась особенно ярко и оригинально, является его « Немецкий реквием ».
Иоганнес Брамс создавал музыку и исполнял её, в основном, на немецких и венских роялях. В свои ранние годы композитор владел инструментом фирмы Баумгартен&Гайнс из Гамбурга . В 1856 году Клара Шуман передала ему рояль венского мастера Конрада Графа . Брамс использовал его в своей работе вплоть до 1873 года и после этого подарил инструмент Обществу любителей музыки в Вене . Сейчас рояль представлен в Венском музее истории искусств . В 1873 году в коллекции Брамса появился инструмент от Штрейхера , который стоял в его доме до самой смерти композитора . В письме Кларе Шуман Брамс писал: «На нём (моем Штрайхере) я всегда знаю наверняка, что я пишу, и почему я пишу тем или иным способом» .
В 1880-е годы для своих публичных выступлений композитор использовал, главным образом, Бёзендорфер . На концертах в Бонне он играл на роялях от «Штайнвег Нахфольгерн» (в 1880 году) и «Блютнер» (в 1883 году). Брамс в различные годы играл также на инструменте « Бехштейн »: в 1872 году в Вюрцбурге, в 1872 году в Кёльне и в 1881 году в Амстердаме .
Полный комплект симфоний Брамса записали дирижёры Клаудио Аббадо , Герман Абендрот , Николаус Арнонкур , Владимир Ашкенази , Джон Барбиролли , Даниэль Баренбойм , Эдуард ван Бейнум , Карл Бём , Леонард Бернстайн , Адриан Боулт , Семён Бычков , Бруно Вальтер , Гюнтер Ванд , Феликс Вайнгартнер , Джон Элиот Гардинер , Яша Горенштейн , Карло Мария Джулини (не менее 2 комплектов), Кристоф фон Донаньи , Антал Дорати , Колин Дэвис , Вольфганг Заваллиш , Курт Зандерлинг (не менее 2 комплектов), Яп ван Зведен , Элиаху Инбал , Ойген Йохум (не менее 2 комплектов), Герберт фон Караян (не менее 3 комплектов), Рудольф Кемпе , Иштван Кертес , Отто Клемперер , Кирилл Кондрашин , Рафаэль Кубелик , , Сергей Кусевицкий , Джеймс Ливайн (не менее 2 комплектов), Эрих Лайнсдорф , Лорин Маазель , Курт Мазур , Чарльз Маккеррас , Нэвилл Марринер , Виллем Менгельберг , Зубин Мета , Евгений Мравинский , Рикардо Мути , Роджер Норрингтон , Сэйдзи Одзава , Юджин Орманди , Витольд Ровицкий , Саймон Рэттл , Евгений Светланов , Лейф Сегерстам , Джордж Селл , Леопольд Стоковский , Отмар Суитнер , Артуро Тосканини , Владимир Федосеев , Вильгельм Фуртвенглер , Бернард Хайтинк , Гюнтер Хербиг , Серджиу Челибидаке , Рикардо Шайи (не менее 2 комплектов), , Ханс Шмидт-Иссерштедт , Георг Шолти , Хорст Штайн , Кристоф Эшенбах , Марек Яновский , Марис Янсонс , Неэме Ярви и др.
Записи отдельных симфоний осуществили также Карел Анчерл (№ 1—3), Юрий Башмет (№ 3), Томас Бичем (№ 2), Герберт Блумстедт (№ 4), Ханс Вонк (№ 2, 4), Гвидо Кантелли (№ 1, 3), Джансуг Кахидзе (№ 1), Карлос Клайбер (№ 2, 4), Ханс Кнаппертсбуш (№ 2—4), Рене Лейбовиц (№ 4), Игорь Маркевич (№ 1, 4), Пьер Монтё (№ 3), Шарль Мюнш (№ 1, 2, 4), Вацлав Нойман (№ 2), Ян Виллем ван Оттерло (№ 1), Андре Превин (№ 4), Фриц Райнер (№ 3, 4), Виктор де Сабата (№ 4), Клаус Теннштедт (№ 1, 3), Вилли Ферреро (№ 4), Иван Фишер (№ 1), Ференц Фричай (№ 2), Даниел Хардинг (№ 3, 4), Герман Шерхен (№ 1, 3), Карл Шурихт (№ 1, 2, 4), Карл Элиасберг (№ 3) и др.
Записи скрипичного концерта осуществили скрипачи Джошуа Белл , Ида Гендель , Гидон Кремер , Иегуди Менухин , Анна-Софи Муттер , Давид Ойстрах , Ицхак Перлман , Йожеф Сигети , Владимир Спиваков , Исаак Стерн , Кристиан Ферра , Яша Хейфец , Генрик Шеринг .