Interested Article - Хаген, Оскар

Оскар Франк Леонхард Хаген ( нем. Oskar Frank Leonhard Hagen ; 14 октября 1888 , Висбаден 5 октября 1957 , Мадисон ) — немецкий искусствовед, основатель Генделевского фестиваля в Гёттингене . Отец актёров Уты и Хагенов.

Сын немца-музыканта и англичанки. Изучал историю искусства в Берлинском и Мюнхенском университетах, в 1914 г. защитил в Университете Галле докторскую диссертацию, в которой исследовался вопрос о неподлинности ранних произведений Корреджо (научный руководитель ). Одновременно брал уроки композиции и дирижирования у Энгельберта Хумпердинка и Карла Шурихта , в 1910—1912 гг. работал над оперой «Русалочка» ( нем. Die Kleine Meerfrau ). В годы Первой мировой войны работал в Галле в музее, в 1918 г. габилитирован . В 1919—1924 гг. преподавал в Гёттингенском университете историю искусства, одновременно возглавлял университетский оркестр. Опубликовал книгу о Маттиасе Грюневальде (1919).

В 1920 году в Гёттингене осуществил после почти двухсотлетнего перерыва постановку оперы Георга Фридриха Генделя « Роделинда » (со своей женой Тирой Лейснер в заглавной партии) , положив тем самым начало Генделевскому фестивалю . В дальнейшем под руководством Хагена были поставлены также «Отто и Теофано» (1921) и « Юлий Цезарь » (1922). Хаген видел оперы Генделя как инструмент исцеления и возрождения духовной жизни немецкого народа. Для своих постановок он переводил либретто на немецкий язык, подвергал оперы значительному сокращению и обновлению, сценография была выдержана в экспрессионистской манере — в задачу Хагена входило приблизить старинную музыку к современной аудитории. Работа Хагена значительно изменила городской (а в дальнейшем и общегерманский) культурный ландшафт, стала начальной точкой интенсивного культурного сотрудничества между городом и университетом .

В 1924 г. Хаген перебрался в США и в 1925 году стал основателем кафедры истории искусств в Висконсинском университете в Мадисоне , которую возглавлял на протяжении 23 лет. Опубликовал на английском языке учебное пособие «Эпохи в искусстве и их лидеры: обзор корней современного искусства» ( англ. Art Epochs and their Leaders: a Survey of the Genesis of Modern Art ; 1927), монографии «Образцы и принципы испанского искусства» ( англ. Patterns and Principles of Spanish Art ; 1936) и «Рождение американской традиции в искусстве» ( англ. The Birth of the American Tradition in Art ; 1940); в Германии вышла книга Хагена о Хансе Бальдунге ( нем. Hans Baldungs Rosenkranz, Seelengärtlein, Zehn Gebote, Zwölf Apostel ; 1928). В 1936 г. Хаген отказался прибыть в Германию для того, чтобы удостоиться награды от Гёттингенского университета за вклад в германскую культуру.

В 1940-е гг. вернулся к занятиям музыкой, написал Concerto Grosso для оркестра (1944), «Лето в Висконсине» ( англ. Wisconsin Summer ) для струнного квартета (1946, записан квартетом Pro Arte), хоровую сюиту Carducciana (1948, на стихи Джозуэ Кардуччи ) и ряд других сочинений.

Примечания

  1. Oskar Hagen (art historian) // (англ.) — 2010.
  2. Oskar Hagen // — 2006.
  3. Harry Haskell. The Early Music Revival: A History. — Courier Corporation, 1996. — P. 137.
  4. David Imhoof. Becoming a Nazi Town: Culture and Politics in Göttingen Between the World Wars. — University of Michigan Press, 2013. — P. 73-82.

Ссылки

  • // Dictionary of Art Historians
Источник —

Same as Хаген, Оскар