Холден-Рид, Кристен
- 1 year ago
- 0
- 0
Кристен Дáльсгор ( дат. Christen Dalsgaard ; 30 октября 1824 , усадьба , близ Скиве — 11 февраля 1907 , Сорё ) — датский художник-жанрист, представитель национального романтического реализма .
Кристен Дальсгор родился 30 октября 1824 года на севере полуострова Ютландия , в поместье Краббесхольм, близ Скиве, в семье землевладельца Йенса Дальсгора ( дат. Jens Dalsgaard ) и его жены Кристианы, урождённой Расмуссен ( дат. Christiane Rasmussen ). С раннего детства он проявил талант к рисованию. Детство проходило на побережье Лим-фьорда и его виды не могли не отразиться на его работах. Позже он изобразит родные места в своих пейзажах .
Первоначально Дальсгор обучался на художника-ремесленника. Однако стремление к высокому искусству привело его в октябре 1841 года в стены Датской королевской академии изящных искусств . В июле 1844 он был переведён в гипсовый класс, а в марте 1846 — в модельный, где он учился до 1848. Здесь, помимо прочих педагогов, Кристен Дальсгор учился у профессора живописи Кристофера Эккерсберга , известного, как основателя Золотого века датской живописи. Параллельно с обучением в академии, Дальсгор посещал мастерскую не менее известного мастера-живописца Золотого века — Мартинуса Рёрбю , у которого он брал частные уроки вплоть до самой смерти маэстро в 1848 году. Существенное влияние на творчество Дальсгора оказал историк искусства, профессор академии — — известный пропагандист продвижения датского национального искусства, призывавший художников в своём творчестве искать исконно датские мотивы в самых отдалённых уголках страны. Вдохновлённый романтическими идеями Хёйена, Дальсгор оказался одним из трёх наиболее известных датских художников национального романтического реализма наряду с такими художниками, как Фредерик Вермерен и Юлиус Экснер , воспевавших в своих работах жизнь крестьян Ютландии , Зеландии , Фюна и других регионов Дании. Идеи Хёйена шли вразрез с зарубежным искусством, а Дальсгор, возможно, был наиболее последовательным его учеником. Он никогда не выезжал за границу, не совершал образовательные путешествия, как это делали в то время многие датские художники — выпускники академии. Вместо этого он избрал для себя служение исконно датскому искусству. Его живопись носила явно исторический штрих, она отражала обычаи простых людей, крестьян, их повседневные занятия и национальные костюмы .
В 1847 году Дальсгор дебютировал на весенней выставке в Шарлоттенборге . В дальнейшем он будет выставляться там каждый год до конца жизни с перерывами лишь в 1865 и 1870 годах. Его картины пользовались успехом. Замечательны такие работы, как «Пейзаж из Лим-фьорда» 1846 года, «Фермерский мальчик из Саллинга с сумкой» ( дат. «Bondedreng fra Salling med vadsæk» ) 1847 года, «Читающая девушка из Саллинга» ( дат. «En læsende pige fra Salling» ), 1851. Но настоящим прорывом в его творчестве можно считать картину « Мормоны посещают мастерскую плотника» (дат. «Mormoner på besøg hos en tømrer på landet»), написанную в 1856 году (ныне в Государственном музее искусств ). Мормонское движение возникло в США в 20-х годах XIX века. Это движение уже в середине XIX века также проникло и в Данию, внося своё заметное влияние в культуру народа. На картине Дальсгора изображена сцена, где два миссионера-мормона посетили мастерскую плотника. Младший из них ведёт свою проповедь. Жильцы все дома. Одна женщина сидит у детской колыбели, как видно из соседней комнаты, а ее сестра, молодая девушка, стоит у стены, показывая своим видом, что ей холодно. Самое сильное впечатление мормоны произвели на старшего ребёнка, который из страха перед незнакомцами залез под столешницу рабочего стола, откуда он с удивлением смотрит на говорящего молодого миссионера. В то время как он читает свою проповедь, плотник держит в руках и читает брошюру, которую дал ему старейшина, и который теперь стоит рядом и наблюдает за ним. В центральной части мастерской на стуле сидит пожилой мужчина и рядом его дочь, слепая девушка. Они явно не принадлежат жильцам дома, они незнакомцы, которые следовали за мормонами – дочь, надеясь на исцеление, а отец, не решившийся присоединиться к секте, следовал за своей дочерью .
Акцентируя своё внимание на жанровой живописи, Дальсгор изображал различные сцены из жизни простых людей, описывал события и явления, которые, на его взгляд, были наиболее значимыми. Одним из таких значимых и печальных явлений в Дании в XIX веке была детская смертность. Из-за отсутствия должной медицины в деревнях её уровень был высок. Об этом художник повествует в своей картине «Плотник приносит гробик для умершего ребёнка» (дат. «Snedkeren bringer ligkisten til det døde barn»), написанную в 1857 году ( Государственный музей искусств ). В своих работах Дальсгор также изображал известных личностей Дании, например, поэта Стена Блихера в картине 1866 года «Блихер в пустоши беседует с цыганами » (дат. «Blicher på heden i samtale med ») .
С 1862 по 1892 Кристен Дальсгор преподавал рисование в Сорё , а в 1892 году он был назначен титулярным профессором в Датской академии изящных искусств. С 1872 — член этой академии. В 1878 году он принимал участие на Всемирной выставке в Париже .
Кристен Дальсгор умер 11 февраля 1907 года. В 1914 году вдова художника передала его коллекцию народных костюмов в Национальный музей. Она умерла в Сорё 3 ноября того же года. Национальный музей приобрел оставшуюся часть коллекции в 1921 году.
Кристен Дальсгор был удостоен в 1859 и 1861 годах, в 1861. В 1872 году стал обладателем медали академии. В 1879 стал рыцарем , а в 1904 был награждён .
21 августа 1857 года Кристен Дальсгор женился на Хансине Мари Хансен (дат. Hansine Marie Hansen) и пара поселилась в доме во Фредериксберге . В число их знакомых входили такие люди, как , Вильхельм Марстранн , Константин Хансен , , , , Фредерик Вермерен и Юлиус Экснер .