Interested Article - Никольская Карланга
- 2021-06-17
- 1
Никольская Карланга (Русская Карланга, Никольское, Никольско-Карланга) — урочище в Тетюшском районе Татарстана , в России . В прошлом — село Никольская Карланга, а до строительства церкви — деревня Карланга.
География
Урочище расположено к югу от Казани в 110 километрах, к западу от Тетюш в 23 километрах по автодороге в сторону Буинска . Через 25 километров после выезда из города полуразрушенная церковь будет слева, сразу за поворотом на деревню Тоншерма . Со стороны Буинска — справа через 7 километров после поворота с автодороги Р-241 Казань — Ульяновск на Тетюши севернее Буинска .
История
Историк Е. И. Чернышев в своей работе пришёл к выводу, что на основании Переписной книги поместных дач Свияжского уезда 1646 года (более ранних переписных документов населенных пунктов края не сохранилось), через 90 лет после завоевания Казанского ханства, в XVI веке уже упоминается деревня Карланга .
В 1693 году была предоставлена Жалованная грамота стольнику Федору Михайловичу Есипову на пожалованную ему вотчину в Свияжском и Симбирском уездах . В 1696 году ещё одна Жалованная грамота стольнику Федору Михайловичу Есипову на пожалованную ему проезжую землю 200 четвертей в поле, а в двух по тому ж из поместья в вотчину на реке Карле в Свияжском уезде .
В Московских ведомостях за 1829 год было опубликовано объявление о возможности продажи имения коллежским регистратором Владимиром Михайловичем Есиповов, включая село Никольское Тетюшинского уезда с 210 душами, из которых 110 в тяготе, 75 на пашне, 35 на оброке с ежегодной выплатой в сумме 2000 рублей. Пашня в 110 десятин, дубового леса в достаточном количестве, пойменные луга по реке Свияга и 40 стогов вблизи деревни Победиловой, 2 водяные мельницы, господский дом, скотные дворы. Сад. 25 крестьянских дворов переселены по плану в лучшем порядке на новое место. Из вышеуказанных 210 душ 170 душ заложены в Московском Опекунском совете .
- Великая Отечественная война
26 октября 1941 года на заседании правления колхоза «Ленинский Путь» Никольско-Карлангинского сельского совета было принято решение мобилизовать на нужды обороны 75 человек (женщин и мужчин) в возрасте от 16 лет до 50 лет со своим инструментом (1 железная лопата каждому, на 5 человек 1 кирка, на 10 человек 1 лом). Мобилизованные имели при себе ложку, кружку, котелок, ведро для варки, были одеты в теплую одежду . Три бригады по 25 человек, в основном женщины, были направлены на рытьё противотанковых рвов, на подготовку оборонительной линии в районе населённых пунктов Беденьга и Вожжи (ныне сёла Тетюшского района) Больше-Тарханского района . Линия эта строилась для возможного прорыва немцев в Сталинграде . 6 ноября 1941 года было принято решение отдать свой заработок за 7-8 ноября в фонд обороны . 2 декабря 1941 года было принято решение отчислить 3 трудодня с каждого рабочего на постройку танковой колонны «Комсомолец Татарии» . 17 декабря 1941 года на заседании правления колхоза отметили нехватку трактористов, и было решение послать на курсы одного человека . Весной 1942 года мобилизованные осенью жители села вернулись, но двоих ещё раз мобилизовали на лесоповал под Казань, где всё лето заготавливали дрова для фронта . Из воспоминания жительницы села: «в годы войны приходилось есть много травы, но давали продуктовый паёк. А вот в послевоенное время продуктовый паёк отменили, было голодное время» .
Культура
- Свадьба в селе Русская Карланга
По обычаю во время девичника подруги невесты посещали жениха и «крали» у него посуду или другие предметы. А в Карланге Тетюшского уезда крался специально приготовленный и выставленный на видное место курник . Этот обычай, по мнению Д. К. Зеленина, был основан на том, что вещи, предназначенные для какого-то особого использования, должны быть получены необычным способом. Для подавляющей части русских поселений было характерно проведение предсвадебных вечеринок только в доме невесты, которые чаще всего так и назывался «девичник». В ряде сел Тетюшского уезда на девичнике присутствовали только невеста, ее подруги и родственники. Девушки украшали цветными бумажками, лоскутками и лентами «девичью красу» (чаще всего репей), брачную постель, курник или караваец и свиную голову. Украшенный репей чаще всего подвешивали над столом наподобие люстры, а свиную голову ставили на стол «рылом к образам». Заканчивался девичник угощением, во время которого подруги пели для невесты песни в последний раз. В Карланге «в последний раз опевали невесту». В то же самое время в доме жениха готовили свадебный поезд из упряжек и поводьев, размер которого зависел от состоятельности родителей жениха и числа их родственников. К дугам обязательно привязывали колокольчики или бубенцы. В Карланге головы лошадей украшали платками. Кроме того в селениях «ряженым конем» встречали гостей, провожали молодых в баню, нередко провожал молодую на ключ или колодец, заходил в избу к пирующим свадебникам и т. д. В состав лиц, сопровождающих «ряженого коня», в Карланге назначали «коновалов», которые должны были проводить «коня» до реки .
Церковь Николая Чудотворца
Во время урагана ветер разметал здание старой деревянной церкви, икона Святителя и Чудотворца Николая осталась на своём месте .
В 1843 году на деньги помещика Владимир Михайлович Есипов было завершено строительство новой трёхпрестольной каменной церкви. Главный престол был освящен во имя Николая Чудотворца в 1843 году. Главный престол был холодный, а два придела были теплыми. Правый придел был освящён во имя святого равноапостольного князя Владимира, левый придел — во имя свм. Петра Александрийского. На 1904 год в церкви находилась месточтимая икона Святителя и Чудотворца Николая .
Приходское попечительство церковь получила лишь в 1869 году, к ней были приписаны село Аненково (русские православные), приходские деревни — Тоньшерма (православные чуваши), Шигали (православная мордва), Ракита с Никольским выселком (русские православные) и Кляшево (отпадшие татары) .
Всего в приходе на 1904 года было 518 дворов с 3122 жителями. В собственности причта находилось: луговых земель — 7 десятин и пахотных 42 десятины, собственные дома .
В штате церкви — священник, дьякон и псаломщик. Священниками были Семен Иванович Крутогорский в 1805—1838 годах (окончил КДС в 1794 году), Михаил Ястребский в 1837—1856 годах , Степан Данилович Пущаровский в 1867—1902 (57 лет от роду в 1900 году, окончил духовную семинарию по 2 разряду, законоучитель, с 1867 года в сане, в 1896 году был награжден камилавкою), в 1902 году в приход в сане священника был определён Виктор Степанович Сосунцов (в возрасте 25 лет, окончивший курс семинарии по 2 разряду, законоучитель, был женат и имел сына 6 месяцев). Диаконом служил с 1898 года Яков Михайлович Костровский (35 лет, из городского четырёхклассного училища, законоучитель, был женат и имел детей в 1904 году в возрасте 3, 4 и 0,5 года, имел медаль за перепись). Псаломщиком с 1898 года был Александр Петрович Никитин, 24 лет от роду, закончивший 1 класс семинарии и посвященный в стихарь, на 1904 год был холост . Церковным старостой на 1900 год был крестьянин Максим Семенов Яндеев .
Храм был построен в стиле позднего классицизма. В 1900 году храм ремонтировался и расширялся, имеет традиционную симметрично осевую композицию. Главный придел в форме цилиндра на кубическом четверике под полусферическим куполом с восьми арочными окнами. На северном и южном фасадах были расположены портики с четырьмя колоннами тосканского ордера. Апсида имела полукруглую форму и была крыта конусовидной крышей. Трапезная односветная, с тремя парами окон под двускатной крышей. Колокольня трёхъярусная, по типу «четверик на четверике»: ярусы отделены друг от друга карнизами с модульонами, окна арочные. Колокольня завершена высоким стояком с крестом на шаре. Первый этаж обработан рустовкой, оконные проемы звонницы арочной формы с замковыми камнями. Завершена высоким шпилем. Утрачены кровли храма и трапезной, входной портик на западном фасаде и южный портик основного объема разрушены .
В середине 1930-х годов была закрыта церковь. В советское время село было признано бесперспективным и расселено .
Школа
На 1904 год в селе действовала земская школа (35 м. 6 д.), а в Тоншерме (48 м. 8д.) и Шигалях (45 м. 18 д.) — церковно-приходские школы .
Экономика
В 1930 году в селе был образован колхоз имени Ворошилова , который был преобразован в 1941 году в колхоз «Ленинский путь» Никольско-Карлангинского сельсовета (в 1941—1959 годах) , в 1959 году он был присоединён вместе с другими колхозами района к колхозу «Путь Ильича» (в 1959—1995 годах). Производственный сельскохозяйственный кооператив «Путь Ильича» на территории Кляшевского СМС Тетюшского района проработал в 1995—1998 годах.
Население
По итогам первой всеобщей переписи 1897 года в селе проживало 499 человек (243 мужчины и 256 женщин), все православные .
В справочнике 1904 года указывалось, что в самом селе проживало уже 562 человека в 93 дворах (278 мужчин и 284 женщины) .
Односельчане
- монахиня Серафима (Бызова Дарья Гурьевна) ;
Ссылка
Примечания
- ↑ Справочная книга Казанской епархии /издание Казанской духовной консистории — Казань: типография A. M. Петрова, П.-Влад., с. д., 1904 — С.394 — 434с.
- ↑ от 22 февраля 2020 на Wayback Machine , 1998 год
- Чернышев Е. И. Татарская деревня второй половины XVI и XVII в.//Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1961 г. — Рига: Изд. АН Латв. ССР, 1963, стр. 180, 181
- от 5 июня 2019 на Wayback Machine — Казань: Идел-Пресс, Татмедиа, 2010 — С.8 — 391с. — ISBN 978-5852474285
- Рукописный фонд В. Д. Димитриева: указатель / авт. предисл. и сост. Д. В. Басманцев. — Чебоксары: ЧГИГН, 2017 — С.61, 93 — 360 с. — ISBN 978-5-87677-212-1
- // Московские Вѣдомости , 10 апреля 1829 года, № 29 — С.1420
- //Тетюшский муниципальный район, 1.11.2017
- //РОГО «ДОСААФ Республики Татарстан», 06.05.2020
- //Тетюшский муниципальный район, 3.11.2017
- //Тетюшский муниципальный район, 10.11.2017
- от 11 ноября 2018 на Wayback Machine //Тетюшский муниципальный район, 7.11.2017
- //Тетюшский муниципальный район, 29.01.2020
- //Тетюшский муниципальный район, 13.05.2020
- Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал — М.: Наука, 2004. — 248 с. — С.69,74,79,99 — ISBN 5-02-010262-8
- . Дата обращения: 22 февраля 2020. 22 февраля 2020 года.
- Богословский Г. К. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine /Составитель Богословский Г. К. — Казань: Типо-литография Император. ун-та, 1900
- Республика Татарстан: Памятники истории и культуры — Казань: Эйдос, 1993
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine /И. В. Якимов, Х. Г. Надырова, 1999: А. М. Тарунов, 2016 //Объекты культурного наследия Республики Татарстан: Административные районы. Иллюстрированный каталог/ Под ред. А. М. Тарунова. — М.: НИИЦентр, 2017. — 928 с. — С.703 — ISBN 978-5-902156-41-3
- Чекмарев П. А. Есть на Волге городок… — Казань: изд-во «По городам и весям», 2004
- AnastasiaMolodeykina от 17 февраля 2020 на Wayback Machine //«Спасибо деду за победу», 3.07.2015
- Сунгатова Е. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine //Мемориал Великой Отечественной войны, 23.06.2014
- Населенные места Российской империи в 500 и более жителей с указанием всего наличного в них населения и числа жителей преобладающих вероисповеданий по данным первой всеобщей переписи населения 1897 г. /Под ред. Н. А. Тройницкого — Санкт-Петербург: типография «Общественная польза», 1905 — С. 68 — 403 с.
- //Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
- 2021-06-17
- 1