Interested Article - Чешме-йе-Али

Чешме-йе-Али ( перс. چشمه علی ‎, произн. Чэщмэ-йэ Али; досл. источник Али) — археологический памятник, находящийся в иранском городе Рей , южном пригороде современного Тегерана .

Происхождение названия

Фонтан Чещме-йе Али

Древнее название этого источника — «сурини», что, вероятно, имеет отношение к названию одной из местных династий в эпоху Аршакидов и Сасанидов . Позднее источник получил свое название по первому шиитского имаму Али .

География

Природный источник Чещме-йе Али простирается примерно на 400 км в направлении с востока на запад. Локация, которая охватывает источник, возвышенность и непосредственно прилегающий район, находится на севере древнего Рея, то есть на юго-востоке современного Тегерана. От соседней горы Кух-е Сафаийе и крепости Ращкан он удален примерно на 300 м в сторону северо-запада, а его высота над уровнем моря составляет около 1070 м.

Парфянский период

К открытым памятникам парфянского периода следует отнести важные здания, построенные из глиняного кирпича. Они представляют собою архитектурный комплекс состоял из центрального двора, окруженного домами, а немецкий археолог Э. Ф. Шмидт считает, что это — храм (возможно, зороастрийский храм огня). Он относит найденные там монеты к парфянскому периоду (III в. до н. э. — III в. н. э.). Внутри комплекса найдены монеты, относящиеся ко времени правления Митридата I (171—138 гг. до н. э.), Пакора II (78-105 гг. н. э.), а вне комплекса в том же археологическом слое есть около 500 медных монет из времени Митридата II (123-88 гг. до н. э.), Орода II (57-37 гг. до н. э.), Фраата IV (37-2 гг. до н. э.) и Вонона I (8-12 гг. н. э.). Также, найдены и зеленовато-голубые фрагменты посуды .

Раннеисламский период

В Чещме-йе Али найдены и остатки раннеисламского города с ограниченным числом артефактов. Городские крепостные стены построены в соответствие с топографическими особенностями возвышенности и в течение Средних веков представляли собою северную границу крепости города Рей, а их западная часть сегодня основательно реконструирована. Поскольку раннеисламский Рей был важным стратегическим пунктом для контроля над восточною частью халифата, а также родным городом халифа Харуна-ар-Рашида , чей роскошный двор упомянут в рассказах « Тысяча и одна ночь », иранские археологи относят крепостные стены к раннеаббасидскому периоду (VIII—IX вв.). В соседнем двухметровом слое земли из того же периода Э. Ф. Шмидт раскопал малые мавзолеи, много могил, а также надгробные плиты из алебастра с куфическими религиозными орнаментами. Найденные предметы — это главным образом монеты, относящиеся к раннеисламскому (омейядскому и аббасидскому) и среднеисламскому (буидскому и сельджукскому) периодам . С учетом того, что найдены и монеты с изображением Шахруда Мирзави (правил в 1405—1447 гг.), специалисты предполагают, что самый новый исламский слой относится к тимуридскому периоду (XIV—XV вв.) .

Каджарский барельеф

Барельеф Фатх Али-шаха Каджара

Непосредственно над восточною частью источника находится большой барельеф, которого в начале XIX в. приказал вырезать каджарский правитель Фатх Али-шах (правил с 1797 по 1834 гг.) . Похожие барельефы он приказал вырезать и в останах Керманшах и Фарс , что свидетельствует о том, что он был вдохновлен древними ахеменидскими (Бехистунская надпись), а также сасанидскими (Нахщ-е Рустам) барельефами . Место для барельефа выбрано потому, что Чещме-йе Али был весьма посещаемым местом как для путников с конями и ослами, так и для локального населения, которое там мыло ковры, веря, что их минеральная вода из источника обновляет.

Барельеф с изображением правителя и его подданных разделен на три панели. В центре главной панели показан Фатх Али-шах, сидящий на престоле, на его голове — высокая шапка, он носит большие усы и длинную бороду. Меч и кинжал прикреплены ему на ремень, а в руке он держит жезл. На его правой руке сидит сокол, а за престолом стоит подданный с зонтом, защищающим шаха от солнца. Подданные шаха поставлены в два ряда, а девять человек с правой стороны от него идентифицируются как Наиб-Сольтане, Хусейн-Али и Такы-Мирза (наверху), и Мухаммед, Али-Мирза, Фатех Али-Мирза, Абдуллах-Мирза, Бачме-Мирза и один неизвестный (внизу). Около самого правителя стоят Хейдар-Мирза и Мохалах-Мирза.

Примечания

  1. اطلس کامل تهران، تهران: مؤسسهٔ گیتاشناسی، ۱۳۸۵
  2. (перс.) . rch.ac.ir . Дата обращения: 23 августа 2021. 20 октября 2021 года.
  3. Gustavel, Lucy (2009.). The Burials at Cheshmeh Ali and Rayy: The Excavations of Erich Schmidt 1934—1936, Journal of Collegiate Anthropology I. 1. Milwaukee: University of Wisconsin-Milwaukee (Anthropology Student Union), с. 77.-94., OCLC 767575732.
  4. Matney, Timothy (1995.). Re-excavating Cheshmeh Ali, Expedition Magazine XXXVII. 2. Philadelphia: University Museum of the University of Pennsylvania, с. 26.-38., ISSN 0014-4738.
  5. (англ.) . www.iranicaonline.org . Дата обращения: 23 августа 2021. 28 сентября 2020 года.
  6. (перс.) . rey.farhang.gov.ir . Дата обращения: 23 августа 2021. 6 марта 2022 года.
  7. (англ.) . www.iranicaonline.org . Дата обращения: 23 августа 2021. 5 августа 2021 года.
Источник —

Same as Чешме-йе-Али