Interested Article - Клугхардт, Август
- 2021-08-06
- 1
Август Фридрих Мартин Клугхардт ( нем. August Friedrich Martin Klughardt ; 30 ноября 1847 , Кётен , Ангальт-Кётен — 3 августа 1902 , Дессау , Княжество Ангальт ) — немецкий композитор и дирижёр .
Биография
Сын Готфрида Августа Клугхардта (1820—1882), чиновника, игравшего также на альте в любительском оркестре , и его жены Августы Амалии (1823—1903). Первые уроки игры на фортепиано получил в возрасте 10 лет. Провёл отрочество в Дессау, где в 1863 году дебютировал как пианист, исполнив Первый концерт Феликса Мендельсона . В 1866—1867 гг. учился в Дрезденской консерватории у Адольфа Бласмана (фортепиано) и Адольфа Рейхеля (контрапункт) .
26 сентября 1867 года дебютировал как дирижёр в городском театре в Позене ; провёл в этом городе сезон, продирижировал, по собственным подсчётам, 75 спектаклями, несколько раз выступил как пианист, а однажды вынужден был прямо с дирижёрского места петь вместо заболевшего солиста . С октября 1868 года по апрель 1869 года работал дирижёром в Нойстрелице , затем дирижировал летними оперными концертами в Любеке . В 1869—1873 гг. придворный капельмейстер в Веймаре , где сблизился с Ференцем Листом ; к этому же периоду относится первая опера Клугхардта «Мириам» ( нем. Mirjam , на библейский сюжет о Иевфае и его дочери) и первые две симфонии. В 1873 году вернулся в Нойстрелиц и возглавил придворную капеллу великого герцога Мекленбург-Стрелицкого . В скором времени вывел её на высокий для небольшого города уровень, свидетельством чего может служить приглашение в 1876 году Рихардом Вагнером шести музыкантов капеллы для участия в оркестре Байройтского фестиваля ; сам Клугхардт после посещения фестиваля стал восторженным поклонником Вагнера . С 1880 года совмещал пост главного дирижёра с должностью директора придворной оперы.
В 1882 году занял место придворного капельмейстера в Дессау и оставался на этом посту до конца жизни. Как дирижёр сопровождал ведущих солистов, посещавших Дессау, — в частности, Йозефа Иоахима , Роберта Хаусмана , Эжена д’Альбера , Тересу Карреньо , Лилли Леман , Лулу Гмайнер и других . Иногда выступал и как пианист — в частности, в 1895 году был вызван в Лейпциг для того, чтобы заменить заболевшего Карла Райнеке в ансамблевом вечере .
Действительный член Королевской академии искусств (1898), почётный доктор Эрлангенского университета (1900) .
Творчество
Клугхардт примкнул к , ориентировавшейся на творчество Листа и Вагнера; первым его произведением, в котором определённо проявилась эта ориентация, стала Вторая симфония фа минор . В вагнеровском духе выдержана и опера «Ивейн» ( нем. Iwein ; 1878, по одноимённому роману в стихах Гартмана фон Ауэ ), с большим успехом представленная сперва в Нойстрелице, а потом в Дессау (1879) и Лейпциге (1881) . Напротив, Третья симфония ре мажор (1879) носила более облегчённый характер, благодаря чему в последующие 22 года была 58 раз исполнена в разных городах Германии . Комическая опера «Гудрун», впервые представленная в Нойстрелице в 1883 году, в том же году была показана в Берлине, а годом позже в Лейпциге (под управлением Артура Никиша ), затем прошла по сценам ряда других немецких городов, однако предпринятая Клугхардтом в этой опере попытка дать собственную оригинальную интерпретацию вагнеровского метода лейтмотивов вызвала противоречивые отклики критики .
В дессауский период Клугхардт создал, в частности, концерты для виолончели с оркестром ля минор (1894) и для скрипки с оркестром соль мажор (1895), ряд заметных камерных ансамблей, в том числе фортепианные квартет и квинтет, струнные квартет и секстет; к наиболее заметным его камерным произведениям относятся Квинтет для духовых инструментов (1898) и ранние «Песни тростника» ( нем. Schilflieder ; 1873) для гобоя, альта и фортепиано, по мотивам стихотворений Николауса Ленау . В Дессау была также написана и поставлена последняя опера Клугхардта, «Свадьба монаха» ( нем. Die Hochzeit des Mönchs ; 1886, по одноимённой новелле Конрада Фердинанда Мейера ). Наибольшее значение имели поздние оратории Клугхардта «Разрушение Иерусалима» ( нем. Die Zerstörung Jerusalems ; 1899) и «Юдифь» ( нем. Judith ; 1901), которые часто исполнялись на рубеже веков и считались равновеликими классическим шедеврам . «Разрушение Иерусалима», по утверждению Леопольда Герлаха (1834—1917) — либреттиста оратории и автора монографии о жизни и творчестве Клугхардта — после премьеры в Золингене было исполнено около 80 раз за последующие три года ; полагал, что это самая исполняемая оратория данного периода . Музыковед Иоганнес Герман Вальфиш (1857—1932) полагал в 1913 году, что именно этому сочинению Клугхардта, вбирающему в себя черты как оратории, так и оперы, удачно сочетающему в себе тёмное и светлое начало, суждены долгие десятилетия жизни , однако Хуго Риман предполагал обратное: «Как композитор Клугхардт не лишён своеобразия, которое, однако, недостаточно сильно, чтобы выдержать испытание временем» .
Память
Имя Клугхардта носит улица в Дессау.
Записи
Возрождение интереса к музыке Клугхардта в XXI веке привело к появлению ряда записей. с дирижёром выпустил в 2002 году Вторую симфонию своего земляка (программную, по мотивам баллады Готфрида Бюргера « Ленора »). Появившийся в следующем году альбом с участием Филармонического оркестра Северогерманского радио и Оркестра Западногерманского радио под управлением дирижёров Вилли Штайнера , и состоял из более ранних архивных записей и включал концерт для виолончели с оркестром (солист Хорст Беккедорф), концертино для гобоя с оркестром (солист Рольф Юлиус Кох), концертную увертюру и оркестровую сюиту «В странствиях» ( нем. Auf der Wanderschaft ); эту же сюиту в том же году записал Анхальтский филармонический оркестр под управлением , — все эти сочинения теперешняя музыкальная критика характеризует как «заслуживающие того, чтобы с ними познакомиться, но не принадлежащие к неоткрытым шедеврам» . Берг и Анхальтский оркестр продолжили работу над музыкой Клугхардта, выпустив в 2009 году Третью симфонию и скрипичный концерт (солистка Мирьям Чопп ), затем в 2011 году Четвёртую симфонию и три пьесы для оркестра, в 2012 году Пятую симфонию и две увертюры. На протяжении последующих лет появились также записи различных камерных ансамблей Клугхардта.
Примечания
- ↑ August Klughardt // — 1696.
- ↑ August (Friedrich Martin) Klughardt // (фр.)
- ↑ Deutsche Nationalbibliothek Record #116241217 // (нем.) — 2012—2016.
- , S. 5.
- , S. 7.
- ↑ от 14 июня 2023 на Wayback Machine // Neue Deutsche Biographie , Bd. 12 (1980), S. 144.
- , S. 12—13.
- , S. 15.
- ↑ , S. 10.
- , S. 79—80.
- , S. 81—82.
- Н. Б—н . // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1905. — Т. доп. Ia. — С. 920.
- , S. 12.
- , S. 13.
- , S. 14.
- , S. 173.
- , S. 195—199.
- . — Langensalza: Hermann Beyer & Söhne, 1902. — S. 72.
- // Neue Zeitschrift für Musik , Jg. 80 Heft 1 (2.01.1913), S. 4.
- / 10. Auflage. — Leipzig: Hesse & Becker, 1922. — S. 650.
- от 30 июня 2023 на Wayback Machine // MusicWeb International , 4.11.2004.
Литература
- Gerlach L. (нем.) . — Leipzig: Gebrüder Hug & co., 1902. — 176 S.
- Eisenhardt G. (нем.) // August Klughardt: Ausgewählte Dokumente und Materialien zu Leben und Werk / Hrsg. von Günther Eisenhardt und Marco Zabel. — Potsdam: Univ.-Bibliothek, Publ.-Stelle, 2002. — S. 9—20 . — ISBN 3-935024-42-8 .
- Thies C. (нем.) // Deutschsprachige Oratorien des »langen 19. Jahrhunderts«: Studien zu vergessenen Gattungsbeiträgen / Hrsg. von Dominik Höink und J. Cornelis de Vos. — Essen und Münster: Westfälische Wilhelms-Universität Münster; Folkwang Universtät der Künste Essen, 2021. — S. 171—202 .
- 2021-08-06
- 1