Крещение при Сави́це
или
Крещение у Савицы
(
словен.
Krst pri Savici
) — эпическая поэма словенского поэта
Франце Прешерна
. Повествует о любви во время насильственной христианизации предков словенцев.
Содержание
Создание и публикация
Поэма была написана на
бохоричице
в период с июля 1835 по январь 1836 и опубликована самим Прешерном в апреле 1836 года. В печать вышла в
Любляне
в количестве 600 копий в типографии Й. Блазника.
Структура
Поэма насчитывает более 500 стихов и состоит из трёх частей. Первая часть поэмы, добавленная примерно десятью годами позже, — это сонет, посвящённый умершему товарищу Прешерна
Матии Чопу
. Вторая часть, названная «Введение», описывает финальную битву между христианами и язычниками-славянами во главе с главным героем Чертомиром. Она состоит из 25 трёх- и четырёхстиший, посвященных размышлениям о судьбах народа. Третья часть, названная «Крещением», посвящена романтическим отношениям между Чертомира и его возлюбленной Богомилы, которая была жрицей богини Живы, но потом приняла христианство. Она уговаривает Чертомира также принять крещение. Эта часть состоит из 53
октав
, она менее эпическая, чем предыдущая, и посвящена главным образом переживаниям и судьбе человека. Развита тема национального самосознания словенцев в контексте обращения в христианскую веру.
Поэма выдержана в строго католическом духе, причём сильно выступает почитание Мадонны.
В музыке
Югославский композитор
Божидар Широла
(1889—1956) использовал поэму для либретто своей кантаты «Крещение при Савице» (
Krst na Savici
)
;
В 1920 году словенский композитор
Славко Остерц
(1895—1941) использовал мотивы произведения Прешерна в
симфонической поэме
«Крещение при Савице» (
Krst pri Savici
). Впервые она была исполнена 22 февраля 1921 года в городе
Птуй
мариборским
военным оркестром — это было его первое произведение, которое было представлено на концерте. Произведение было исполнено тем же оркестром 22 апреля в
Целе
в поддержку строительства там православного храма. К августу 1921 года он также написал неоромантическую оперу под тем же названием, которая, однако, так и не была исполнена. Либретто было написано знаменитым словенским педагогом Густавом Шилихом
;
Поэма легла в основу либретто написанной в 2015 году камерной оперы «Крещение при Савице» словенского композитора Тома Кобе (р. 1988). Постановка оперы при содействии Юрия Слатконя (Jurij Slatkonja) в городе
Ново-Место
в ноябре 2015 года прошла с большим успехом
.
Словенская литература [Текст] = Slovenska književnost : от истоков до рубежа XIX—XX веков / Российская акад. наук, Ин-т славяноведения, Науч.-исслед. центр Словенской акад. наук и искусств; [отв. ред. Н. Н. Старикова]. — Москва : Индрик, 2010. — 246, [1] с.: табл.; 22 см;
ISBN 978-5-91674-105-6
Kovačević, Krešimir.
Hrvatski kompozitori i njihova djela
(неопр.)
. — Naprijed, 1960.
Špendal, Manica.
(Slovenian) // Časopis za zgodovino in narodopisje [Review for History and Ethnography]. —
С. 102, 105
.
12 марта 2016 года.
[Юный словенский композитор отметился оперой «Крещение при Савице»]
(словенск.)
. MMC RTV Slovenija. 2016-01-29.
из оригинала
3 февраля 2016
. Дата обращения:
6 апреля 2016
.
Литература
Корш Ф. Е.
//
:
Со словенского и немецкого подлинников
/ пер.
Ф. Е. Корш
—
М.
:
, 1901. — С. LXVII–LXIX.
Яворник М.
«Медный всадник» А. С. Пушкина и «Крещение при Савице» Ф. Прешерна как парадигма двух культур.
Штухец М.
Нарративная стратегия в поэме Ф. Прешерна «Крещение при Савице» и романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».