Interested Article - Девьен, Франсуа

Франсуа Девьен ( фр. François Devienne ; 31 января 1759 , Жуанвиль, Департамент Верхняя Марна 5 сентября 1803 , Шарантон, Валь-де-Марн ) — французский флейтист, фаготист, композитор и преподаватель.

Биография

Четырнадцатый ребёнок в семье шорника. С раннего детства под руководством одного из старших братьев, придворного музыканта в герцогстве Цвайбрюккенском , начал заниматься музыкой. Одновременно учился играть на нескольких инструментах, пел в церковном хоре и занимался композицией. Наибольших успехов достиг в игре на флейте и фаготе. В десятилетнем возрасте написал мессу, которая была исполнена профессиональными музыкантами (the Royal Cravate regiment). C 1779 г. жил в Париже , брал уроки у флейтиста Феликса Ро . Исполнительскую карьеру начал как музыкант военного оркестра Королевской швейцарской (затем Национальной) гвардии. С 1779 играл на фаготе в оркестре Парижской опере , в 1780 стал основным фаготистом. Одновременно в 1780 1785 гг. состоял камерным музыкантом в капелле кардинала Луи де Рогана . С 1788 Девьенн играл второй фагот в оркестре театра «Монсеньёр», а через год стал солистом этого оркестра и работал там до 1801 года . В 1781 Девьен вступил в масонскую ложу Олимпик (Olympique). Играл в оркестре ложи на флейте.

Его дебют как солирующего флейтиста состоялся в 1782 , когда он исполнил один из своих концертов для флейты, а через два года Девьен дебютировал как солист-фаготист со своим первым концертом для фагота.

С 1790 Девьен преподавал флейту в музыкальной школе Парижской Национальной гвардии, вошедшей 1795 г. в состав новосозданной Парижской консерватории , где Девьен стал членом администрации и одним из пяти профессоров по классу флейты. С тех пор сложилась традиция, что лучшие парижские флейтисты преподавали в консерватории.

Политические и экономические потрясения эпохи, невероятно активная творческая и общественная деятельность отрицательно повлияли на душевное здоровье Девьена. В 1803 он попал в знаменитую психиатрическую лечебницу Шарантон, близ Парижа, где и скончался.

Творческая деятельность

Свои методические взгляды Девьен изложил в учебнике «Теоретическая и практическая школа для флейты» ( фр. Méthode de Flûte Théorique et Pratique ; 1793 ).

Композиторское наследие Девьена довольно обширно. Ему принадлежит более десятка комических опер, поставленных в Париже в 1790 1799 гг., начиная с оперы «Тайный брак» ( фр. Le Mariage clandestin ), — наиболее популярна, как считается, была опера «Визитандинки» ( фр. Les Visitandines ; 1792 , либретто ), мелодии которой послужили санкюлотам Французской революции основой для народных песен . Девьену принадлежит также около 300 оркестровых и инструментальных сочинений, в том числе 14 концертов для флейты (12 пронумерованных и 2 без номеров), 4 концерта для фагота и 2 концерта для валторны с оркестром, 25 квартетов (преимущественно для флейты, скрипки, альта и виолончели), множество иных сочинений флейтового репертуара, песни для голоса в сопровождении флейты и фортепиано. По духу музыка Девьенна очень близка Моцарту . Современники его так и называли — «французский Моцарт».

Всю жизнь Девьенн играл на одноклапанной флейте, но своим ученикам рекомендовал использовать многоклапанные инструменты. Среди его учеников был Жозеф Гийю .

Примечания

  1. François Devienne // (фр.)
  2. François Devienne // (хорв.) — 2009.
  3. — 1808.
  4. [liberte.newmail.ru/Magazines/Songs.html А. Рубинштейн. Песни французской революции] // Литературный критик. 1939. № 8-9. С.109-128.

Ссылки

Источник —

Same as Девьен, Франсуа