Я́нис Фри́дрих Ба́уманис
(
латыш.
Jānis Frīdrihs Baumanis
;
4 июня
1834
,
Рига
,
Лифляндская губерния
—
31 марта
1891
, там же) — латвийский архитектор. Первый архитектор-латыш, получивший высшее образование и ставший основоположником национальной архитектуры. Его сын
Артур Бауманис
— один из первых создателей исторического жанра в латышской живописи.
Содержание
Образование
Янис Фридрих Бауманис получил домашнее образование, а в юности перед поступлением в официальное учебное заведение ему некоторое время приходилось подрабатывать плотником. Карьерный взлёт Бауманиса начался после того, как на перспективного подсобника обратил внимание
прибалтийско-немецкий
академик
Людвиг Бонштедт
, руководитель ряда рижских архитектурных проектов. Именно с его лёгкой руки Янис Фридрих получил возможность продолжить обучение в
Берлинской Академии архитектуры
, а позже, опять-таки по проекции Бонштедта — в
Санкт-Петербургской Академии Художеств
, что для молодого архитектора-латыша было пределом мечтаний в условиях многолетнего господства национальных стереотипов, которые обуславливали жёсткую
сегрегацию
. В Берлинской Академии Бауманис учился с 1860 по 1862 год; в
Санкт-Петербурге
он провёл три года (1862—1865), в итоге получив диплом архитектора с правом заниматься архитектурной практикой в губернской столице. С 1870 по 1880 год Бауманис занимал ответственный пост архитектора
.
Архитектурная деятельность
Архитектурная деятельность Бауманиса оказалась весьма востребованной в связи со срытием городских укреплений и с принятием
плана реконструкции Рижских предместий
, составленным архитекторами
Отто Дитце
и
Иоганном Даниэлем Фельско
. Первые работы Бауманиса связаны с сооружением эклектичных домов на территории
рижских бульваров
. Чаще всего в зданиях раннего Бауманиса преобладал
неоренессанс
, которым архитектор «заразился» ещё в период обучения в Санкт-Петербурге, но также иногда встречались и неоготические образцы. Всего по проектам Бауманиса было построено около 35 % зданий в этом районе города. Много внимания архитектор уделял вырисовыванию мелких архитектурных деталей, также его работы периода формирования бульварного ансамбля (1857—1863 годы) отличает гибкость форм и изящная, даже смелая пластика. В общей сложности по проектам Бауманиса было построено около 90 многоэтажных каменных домов, а всего им было создано примерно 150 зданий (в том числе деревянных, одно- или двухэтажных). Из 90 каменных 54 здания располагаются в районе бульваров.
По проектам Я. Бауманиса построено около тридцати православных церквей в Лифляндской губернии (в Латвии и Эстонии).
Общественная деятельность
Бауманис активно участвовал в общественной жизни Риги и Санкт-Петербурга. В частности, благодаря его участию в Санкт-Петербурге в 1862 году было основано первое в истории российской империи
Общество русских архитекторов
. В Риге позже (в 1879 году) им было создано похожее архитектурное общество Риги (более точное название — Союз архитекторов города Риги), его штаб располагался в доме справа от
Шведских ворот
, в который вмурована башня Юргена — этот дом носит традиционное название Дома Архитекторов.
Также Бауманис стоял у истоков прогрессивного
Рижского Латышского общества
, которое на начальном этапе существования внесло существенный вклад в дело ликвидации немецкой гегемонии в
Прибалтийском крае
. С 1872 по 1875 год Янис Фридрих являлся его председателем (само общество было основано в 1868 году).
В 1889 году по проекту Бауманиса было отстроено здание
цирка Саламонского
, который являлся известным дрессировщиком лошадей. Оно находится по адресу
улица Меркеля
, 4. Там состоялся первый в истории Риги кинопоказ.
В 1888 году было окончено строительство здание Окружного суда по адресу
бульвар Бривибас
, 34. Тогда этот участок улицы носил название Александровского бульвара.
На Замковой улице (
улица Пилс
, д. 16) в 1877 году было воздвигнуто здание Государственного банка в смешанных формах английского неоренессанса, с которым любил экспериментировать архитектор Янис Бауманис.
Три вселатышских
Праздника песни
1873, 1880 и 1888 годов прошли на временных подмостках, спроектированных для этих целей Бауманисом.
Пожалуй, одним из самых знаковых и выдающихся проектов архитектора является роскошное здание-штаб Лифляндского
остзейского дворянства
, проектировка которого началась в 1863 году, а строительство было завершено в 1867 году. Его архитектор Бауманис строил в тесной спайке со своим университетским товарищем немцем
Робертом Пфлугом
, который войдёт в историю Риги как проектировщик
Христорождественского Кафедрального собора
на территории парка
Эспланады
. Именно со строительством этого здания связано наибольшее число противоречий: некоторые исследователи истории межнациональных противоречий в Прибалтике второй половины XIX века считают, что Бауманис вынужден был приниматься за проектирование анонимно, а Пфлуг впоследствии взял на себя «ответственность» за сооружение. Что касается Бауманиса, то он вынужден был поставить свою подпись в качестве рядового пособника архитектора. Другие исследователи утверждают, что подобные «махинации» — плод досужих вымыслов. Как бы там ни было, благодаря совместной работе Бауманиса и Пфлуга, знавших друг друга со времён учёбы в Петербургской АХ, на свет появилось величественное здание
Национального парламента Латвии
в стиле историзма (творческая переработка форм флорентийского
палаццо
), ныне иронично именуемое «шоколадным домиком» по своеобразному ассоциативному сходству рустовки. В период нацистской оккупации в здании располагалось ведомство
Фридриха Еккельна
. В советский период палаццо служило резиденцией
Верховного Совета ЛатвССР
. В период второй независимой Латвии — Сейм ЛР. Расширение здания Лифляндского рыцарства последовало в 1900—1903 году, а основой для расширения послужил проект архитектора
Вильгельма Неймана
. В той же части, которую проектировали Бауманис и Пфлуг, теперь размещается Зал заседаний Сейма.
Из жилых домов, спроектированных Бауманисом, стоит отметить следующие, воплотившие в себе характерные особенности авторского творческого почерка зодчего: жилой дом по адресу бульвар Райниса, 9 (1872—1876, ныне — посольство Франции); здание по
бульвару Калпака
, 4 (1874—1878, ныне — здание библиотеки
ЛУ
); им также был отстроен первый дом Рижского Латышского общества в 1872 году. Также достойны внимания здания по бульвару Калпака под номерами 5, 6, 7 и 9 (проектировались с 1873 по 1874 год). В здании под номером 6 располагается Генеральная прокуратура Латвии. В других — в основном посольственные резиденции. Также по
улице Меркеля
по его проекту были воздвигнуты (помимо уже упомянутой выше Александровской гимназии) здания под номерами 5, 7 и 9.
Сохранился деревянный дом работы Бауманиса в рижском районе
Агенскалнс
, в квартале деревянной застройки на
улице Калнциема
, 16 (1876 год).
Наиболее яркие работы в сфере культовой архитектуры:
↑
Krastiņš J.
Jānis Frīdrihs Baumanis //
(англ.)
//
/
— Oxford, Basingstoke, New York City:
OUP
, 2017. —
ISBN 978-1-884446-05-4
—
Литература
Kampe P.
Architekts Janis Fr. Baumanis. 1834 −1891. Vina dzive un vina muza darbs
Riga, 1927
(латыш.)
Рига: Энциклопедия = Enciklopēdija «Rīga» / Гл. ред. П. П. Еран. — 1-е изд.. — Рига: Главная редакция энциклопедий, 1989. — С. 183. — 880 с. —
60 000 экз.
—
ISBN 5-89960-002-0
.