Мандельштам, Осип Эмильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
О́сип Андре́евич Мончало́вский ( 1858 , Сушно , — 1906 , похоронен во Львове на Лычаковском кладбище ) — галицко-русский общественный деятель, журналист, публицист, историк . Один из основателей Русской народной партии , противник украинства .
Родился в селе Сушно Каменка-Бугского уезда (ныне Радеховского района Львовской области Украины ) в семье учителя начальной школы. Окончив немецкую гимназию во Львове , он в течение полутора лет посещал униатскую духовную семинарию, а затем был исключен в связи с политическим процессом Ивана Наумовича . Тогда Мончаловский поступил на юридический факультет Львовского университета и одновременно начал сотрудничать в разных изданиях.
С 1883 года в газете « Слово » появились его фельетоны за подписью «Руслан». Через два года он становится ответственным редактором этого издания и помещает в нём передовицы, очерки и рассказы. В 1886 году Осип Мончаловский начал издавать свой сатирический журнал « Страхопуд », а с 1887 года по 1898 год — литературное приложение к нему «Беседа» :544 . Однако вскоре Мончаловский был арестован, и издание журнала прекратилось. После освобождения он сотрудничал в изданиях « Червонная Русь » и « Галичанин ». Позднее ему удалось возобновить издание журнала «Страхопуд».
К наиболее известным произведениям Осипа Мончаловского относятся: «Житье и деятельность Ивана Наумовича» (1899), «Живые вопросы» (1900), «Краткая грамматика русского языка» (1902), «Петр Великий в Галицкой Руси» (1903), «Участие малороссов в общерусской литературе» (1904), «Главные основы русской народности» (1904). Его работа «Положение и нужды Галицкой Руси» (1903) была конфискована австрийскими властями. Выступал с резкой критикой лагеря украинофилов («Литературное и политическое украинофильство», Львов, 1898) и идеологическим обоснованием идей галицко-русского движения («Святая Русь», Львов, 1903). Ознакомившись с анонимной брошюрой « Самостоятельная Украина », изданной во Львове (её автором был Николай Михновский ), Мончаловский выпустил ответную работу под названием « ».
Осип Мончаловский не отрицал существование малороссов (о чём свидетельствует название его работы «Участие малороссов в общерусской литературе»), но выступал против внедрения этнонима «украинец»: « Для того, чтобы могла быть „украинская“ культура, необходимо существования украинского народа. Но народа такого имени пока нет, в крайнем в Галиции есть только „украинская“ разновидность русского народа » . В своей работе « » Мончаловский писал:
«…украинствовать значит: отказываться от своего прошлого, стыдиться принадлежности к русскому народу, даже названий „Русь“, „русский“, отказываться от преданий истории, тщательно стирать с себя все общерусские своеобразные черты и стараться подделаться под областную „украинскую“ самобытность. Украинство — это отступление от вековых, всеми ветвями русского народа и народным гением выработанных языка и культуры, самопревращение в междуплеменной обносок, в обтирку то польских, то немецких сапогов: идолопоклонство пред областностью, угодничество пред польско-жидовско-немецкими социалистами, отречение от исконных начал своего народа, от исторического самосознания, отступление от церковно-общественных традиций. Украинство — это недуг, который способен подточить даже самый сильный национальный организм, и нет осуждения, которое достаточно было бы для этого добровольного саморазрушения!»
В 1900 году стоял у истоков основания Русской народной партии в Галиции, являлся автором её политической программы, в которой им предполагалось:
Русско-народная партия в Галичине исповедует, на основании науки, действительной жизни и глубокого убеждения, национальное и культурное единство всего русского народа и поэтому признает своими плоды тысячелетнего национального и культурного труда всего русского народа. Принимая во внимание принадлежность русского населения Галичины к малорусскому племени русского народа, а также местные условия, русско-народная партия признает необходимым и целесообразным просвещать русское население Галичины на его собственном, галицко-русском наречии, не отказываясь, однако, от помощи, какую русскому народу в Австрии могут принести и действительно приносят общерусский язык и общерусская литература, представляющие национальное и культурное выражение всего русского народа
—
Осип Мончаловский часто бывал в галицких сёлах, выступал с речами перед крестьянами, открывал, организовывал занятия по изучению русского литературного языка , подготавливал способную молодежь к самостоятельной работе, стремился познакомить галичан с достижениями русской культуры.
Осип Мончаловский в 1886 году перешёл из униатства в православие :544 и был участником комитета по строительству первого за многие годы православного храма в Галиции — Святогеоргиевской церкви во Львове (1896—1900) .
Мончаловский умер в декабре 1906 года. Похоронен в личной гробнице на Лычаковском кладбище , которая впоследствии была превращена в Братскую могилу русских журналистов .
Статьи: