Кабачок «13 стульев»
- 1 year ago
- 0
- 0
«Кабачо́к „13 сту́льев“» — эстрадно - развлекательная юмористическая телепередача Центрального телевидения Гостелерадио СССР , выходившая в эфир с 16 января 1966 года по 4 октября 1980 года .
Местом действия программы являлась студия, стилизованная под польское кафе ( кабачок ). Действующие лица разыгрывали сценки, произносили монологи и т. п., заимствованные из юмористических журналов стран социалистического содружества — польского « Szpilki », венгерского « Ludas Matyi », болгарского « Стыршел », немецкого « Ойленшпигель », советского « Крокодил » и исполняли музыкальные номера.
Главные роли завсегдатаев кабачка исполняли в основном артисты Театра сатиры . Главным режиссёром передачи был Георгий Зелинский . За 15 лет в эфир вышло 133 выпуска. Съёмки были прекращены в октябре 1980 года после обострения политической обстановки в Польше .
Н. П. Карцов:
Идею передачи первым высказал актёр Александр Белявский , в то время участвовавший в съёмках знаменитого польского многосерийного фильма « Четыре танкиста и собака ».
Набирали силу эстрадные программы, среди которых вскоре выделился своеобразный театр миниатюр «13 стульев». Много лет спустя в печати промелькнуло сообщение, что название это предложил какой-то телезритель. Дело было иначе, знаю это как руководитель литературной редакции, где и родилась эта программа. Разработал её наш редактор, выпускник ВГИКа Анатолий Корешков. С большим вкусом он отбирал миниатюры из зарубежного юмора, для чего ездил в социалистические страны. Наши авторы создавали новые шутливые номера. Решили назвать передачу «Кабачок „12 стульев“». И вот, когда премьера была почти готова, один из редакторов нашей «литдрамы» перешёл в « Литературную газету » и там с единомышленниками незамедлительно «открыл» на 16-й полосе поныне известный клуб «12 стульев» . Что тут скажешь? И тогда на «кухонном» совещании у меня дома родился вариант — «Кабачок „13 стульев“». Такое название всех устроило — и зрителей, и исполнителей. И стульев первоначально действительно насчитывалось 13 . Собственно, это был Всесоюзный телевизионный театр миниатюр, который пользовался успехом и у зрителей всех социалистических стран. Никаких обид поляков на какие-то «антипольские» сюжеты не существовало. Напротив, авторы и исполнители этого представления стали не только постоянными гостями посольства ПНР , но и получили даже награды Сейма.
Передача имела огромную популярность, а её участников чаще называли по имени персонажей «Кабачка», чем собственными именами. Известно, что большим её любителем был Генеральный Секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев , по возможности не пропускавший ни одной серии.
Валентин Плучек , главный режиссёр Театра сатиры , труппе которого принадлежало большинство завсегдатаев «Кабачка», совершенно не переносил этих телевизионных постановок, но не мог ничего поделать с популярностью передачи. Михаил Державин так отзывался о Кабачке:
Это была первая народная телевизионная передача с постоянными героями, с единством места, композиции, стиля. Для большинства телезрителей наши дурашливые, порой наивные сценки и репризы служили своего рода отдушиной в их зарегламентированной жизни, оазисом, светом в телевизионном окошке, обычно зашоренном глухим официозом
Завсегдатаи «Кабачка „13 стульев“» — сотрудники некоего треста, а также их родственники и друзья. Из разных выпусков известно, что трест этот занимался производством музыкальных тазов
и ремонтом обуви
; в трест входила и фабрика детских игрушек, где пан Гималайский заказывал кукол для своего мультфильма «Спаниель Тёпа и бульдог Тяпа»
.
При тресте имеются дом моделей (пани Каролинка работает в нём заведующей отделом научного прогнозирования моды
), театр, в котором работает пан Гималайский
, цирк, куда пан Гималайский привёз верблюда
, эстрадный оркестр под управлением пана Пепусевича
, спортивное общество, куда приглашали пана Спортсмена, и школа, где пан Профессор некоторое время преподавал физику
.
Руководит трестом пан Директор, впрочем, и у него есть непосредственный начальник — некий пан Управляющий. Прежде трестом управлял другой пан Директор, но после одного из совещаний его перебросили в другой трест, откуда в этот трест пришёл новый пан Директор. Счетовод Вотруба работал при обоих директорах.
.У пана Директора есть также «секретарша по внетрестовским вопросам» — пани Ева
.
Пан Директор собирался жениться как минимум дважды — первый раз на пани Люцине
, второй — на своенравной пани Эльжбете
, а также едва не женился на пани Еве, племяннице пани Моники
(примечательно, что и пани Люцина
, и пани Эльжбета смогли пристроить своих родственников в трест
). У пана Директора также есть сын, о котором упоминает пани Моника в одном из скетчей (он разбил мячом стекло в окне её квартиры, играя во дворе в футбол).
Пан Зюзя — сотрудник треста, по совместительству литератор-любитель. Начинал со стихов
, потом стал также писать романы и пьесы
. Однажды написал пану Директору стихотворный экспромт для сотой встречи
в «Кабачке», причём в качестве музы (точнее, «муза») выступал пан Вотруба.
. По поводу одного из персонажей своего романа беседовал с литературным критиком Одиссеем Цыпой.
Пан Профессор, одноклассник пани Моники, вначале был доктором экономических наук
, затем некоторое время проработал в школе учителем физики
. Владеет английским языком,
Во время первой встречи пана Профессора с пани Моникой выясняется, что в годы их молодости на месте «Кабачка» была студенческая столовая. В беседе они также упоминают, что закончили школу девятнадцать лет назад. В те годы он был влюблён в пани Монику и даже собирался признаться в своих чувствах.
Живёт либо работает в Гданьске (в одном из скетчей говорит: «Я бросил все дела, выехал из Гданьска…»
)
Муж пани Моники — некий пан Бонифаций, с которым она была знакома ещё со школьной скамьи. В школе он был лучшим в беге на четыреста метров. По её словам, он подходил под её идеал — «что-то среднее между князем Понятовским и Хемингуэем». У неё также есть дочь, пани Ольгица
, и племянница — пани Ева
.
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Место действия — новый экспериментальный необыкновенный дом в процессе приемки его у строителей. Приемку производит некая комиссия некоего Управления, которое находится в этом доме на первом этаже. Всего в доме — 16 этажей. В комиссии — 16 членов, на 16-м этаже расположен холл (место отдыха жильцов), а в центре холла — невысокий торшер замысловатой формы с 16 плафонами. При ближайшем рассмотрении торшер оказывается люстрой, место которой, ясное дело, не на полу. А паркету, напротив, место как раз на полу, однако в некоторых квартирах 16-го этажа он обнаружен на потолке. Странности эти — следствие перевернутого штампика на чертежах, в результате чего 16-й этаж выстроен вверх ногами. С люстрой на полу еще как-то смириться можно, но когда с потолка свисает ванна — фраза «кругом шестнадцать» звучит весьма уместно.
Заселяют и принимают дом персонажи (добавим, все они собираются там долго жить и работать), чье присутствие число поводов для смеха значительно умножит…
Судя по небольшому количеству выпусков, новый телеспектакль успеха у зрителей не имел. Кроме того, передача была подвергнута критике в СМИ:
После кончины незабвенного сериала телевизионного театра миниатюр с участием импортных персонажей на наших экранах появился остро ощутимый дефицит на комических чудаков. Другие телеспектакли этот пробел восполнить явно не могли: в них попадались либо комические умники, либо чудаки, но серьёзные. Телевизионная литдрама развернула целенаправленные поиски <…>
Бывший редактор бывшего сериала А. Корешков написал сценарий, а постоянный режиссёр телетеатра Г. Зелинский одарил зрителей спектаклем «Кругом — шестнадцать». Не мудрствуя лукаво, авторы перенесли почивших импортных персонажей в наш родной 16-этажный небоскрёбик, нарекли нашими именами и заставили работать вместо заграничного треста в отечественном учреждении. Всё остальное не изменилось. Директор, названный теперь товарищем Кукиным (его играет, естественно, С. Мишулин ), всё так же суетлив, недалёк и поэтому в тех же нелепых ситуациях вечно садится в лужу. В этом ему помогают счетовод… простите, теперь уже главный бухгалтер Сумеречный (естественно, В. Байков ) и секретарша Изабелла (само собой, Н. Селезнёва ). Сходят с ума от бытовых неурядиц телевизионные супруги — З. Зелинская и Р. Ткачук . Спортсмен переквалифицировался в тренера, которого с тем же успехом и почти тем же текстом сыграл Ю. Волынцев . И только персонажи Б. Рунге и З. Высоковского претерпели солидные изменения: первый лишился бороды и стал врачом, второй лишился своих зайцев и начал употреблять юридические термины. Всё это действо перемежалось песнями в исполнении А. Жмаковой , любимой вокалистки литературно-драматической редакции (она резвилась и среди импортных чудаков, и в «Золотой рыбке». А в итоге вышла ещё одна встреча со старыми-старыми остротами. Запоминающаяся встреча, ничего не скажешь!
Актёр / актриса | Персонаж | Годы участия |
---|---|---|
Александр Белявский | пан Ведущий | 16 января 1966 — март 1967 |
Андрей Миронов | пан Ведущий | март—апрель 1967 |
Михаил Державин | пан Ведущий | 30 апреля 1967 — 4 октября 1980 |
Даниил Каданов | пан Директор | 1966, 1973 |
Спартак Мишулин | пан Директор | 1966—1980 |
Виктор Байков | пан Вотруба (счетовод) | 1966—1980 |
Валентина Шарыкина | пани Зося (первая официантка кабачка) | 1966—1980 |
Ёла Санько | пани Ванда (вторая официантка кабачка) | 1960—1970-е |
пан Юзеф (первый бармен кабачка) | 1966—1973 | |
Владимир Козел | пан Беспальчик (второй бармен кабачка) | 1973—1980 |
Ольга Аросева | пани Моника | 1966—1980 |
Борис Рунге | пан Профессор (Пётр, старый знакомый пани Моники) | 1966—1980 |
не появлялся в кадре | пан Бонифаций (муж пани Моники) | 1966—1980 |
Ольга Викландт | пани Птушек (заклятая подруга пани Моники) | 1960—1970-е |
пани Ева (племянница пани Моники) | 1970-е — 1980 | |
Зоя Зелинская | пани Тереза | 1966—1980 |
Роман Ткачук | пан Владек (муж пани Терезы, экономист треста) | 1966—1980 |
Наталья Селезнёва | пани Катарина (дочь пана Вотрубы) | 1966—1980 |
Юрий Волынцев | пан Спортсмен (Збышек Молоткевич, жених пани Катарины) | 1966—1980 |
Виктория Лепко | пани Каролинка (дочь пани Птушек) | 1960-е — 1980 |
Виктор Зозулин | пан Анджей (муж пани Каролинки) | 1970-е — 1980 |
Ирина Азер | пани Ольгица (дочь пани Моники) | 1960-е — 1980 |
Зиновий Высоковский | пан Зюзя (прозаик) | 1967—1980 |
Рудольф Рудин | пан Гималайский (руководитель трестовского театра) | 1968—1980 |
Владимир Долинский | пан Пепичек | 1966—1973 |
Владимир Кулик | пан Регулировщик | 1960—1970-е |
Юрий Соковнин | пан Юрек Ковальский (таксист) | 1966 — 1980 |
Георгий Вицин | пан Одиссей Цыпа (критик) | 1960—1970-е |
Геннадий Бортников | пан Кристиан Диорский (модный дамский портной) | 1960-е |
Юрий Авшаров | пан Кошон | 1960—1970-е |
Вячеслав Шалевич | пан Поэт | 1960—1970-е |
Нина Корниенко | пани Муза | 1970-е |
Татьяна Пельтцер | пани Ирена | 1966 — 1970-е |
Наталья Богунова | пани Гелена | 1974—1975 |
Виктор Рухманов | пан Изобретатель | 1960-е |
Борис Новиков | пан Специалист | 1960—1970-е |
Георгий Тусузов | пан Пепусевич (руководитель оркестра) | 1966 — 1970-е |
Георгий Менглет | пан Мамонт Маломальский (директор кинообъединения) | 1960—1970-е |
Антонина Жмакова | пани Беата (актриса из театра пана Гималайского) | 1970-е — 1980 |
Олег Солюс | пан Пузик (владелец гостиницы в тресте) | 1966 — 1970-е |
Юрий Сагьянц | пан Казимеж Трепыхальский (страховой агент) | 1970-е — 1980 |
Лилия Юдина | пани Люцина Ковальска (невеста пана Директора, бывшая цирковая артистка) | 1969—1970 |
Татьяна Жукова | пани Ядвига (Ядзя), сестра пани Люцины | 1969 |
Александр Галевский | пан Войцех, муж пани Ядвиги | 1969 |
? | пани Магда Славичек | 1969 |
Лидия Савченко | пани Марыля (невеста пана Директора) | 1978 |
Екатерина Васильева | пани Эльжбета (жена пана Директора) | 1978—1980 |
Татьяна Жукова-Киртбая | пани Ядвига (сестра пани Эльжбеты) | 1978—1980 |
пан Марек (муж пани Ядвиги) | 1978—1980 | |
Готлиб Ронинсон | пан Станислав (дядюшка пани Эльжбеты) | 1978—1980 |
Олег Вавилов | пан Збышек (племянник пана Станислава) | 1978—1980 |
Александр Галевский | пан Войцех (кузен пани Эльжбеты) | 1978—1980 |
пани Ева (секретарша пана Директора) | 1970-е — 1980 | |
Екатерина Богунова | пани Кристина | 1960—1970-е |
Эда Урусова | пани Данута | 1970-е |
Инна Ульянова | пани Крапидловская (нет в титрах) | 1977—1980 |
№ | Название | Режиссёр | Производство | Год выхода |
---|---|---|---|---|
1 | TBA | Георгий Зелинский | Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ | 31 декабря 1966 |
Фрагменты Новогоднего выпуска кабачка «13 стульев» с паном Ведущим — Александром Белявским. | ||||
2 | TBA | Георгий Зелинский | Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ | март 1967 |
Очередная встреча завсегдатаев кабачка с новым паном Ведущим — Андреем Мироновым. | ||||
3 | TBA | Георгий Зелинский | Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ, Творческое объединение «Экран» | 1968 |
Ведущий — Михаил Державин. | ||||
? | TBA | Георгий Зелинский | Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ, Творческое объединение «Экран» | 1960-e |
Очередная встреча завсегдатаев кабачка . | ||||
? | TBA | Георгий Зелинский | Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ, Творческое объединение «Экран» | 1960-e |
Сотая по счёту встреча завсегдатаев кабачка . | ||||
4–1 | TBA |
Георгий Зелинский
Спартак Мишулин |
Творческое объединение «Экран», Центральное телевидение | 31 декабря 1969 |
Новогодняя встреча с героями рассказов и миниатюр писателей стран народной демократии. В основе сюжета — ожидание свадьбы пана Директора и пани Люцины. В Новогодний вечер посетители кабачка «13 стульев» готовят достойную встречу пани Люцине. | ||||
4–2 | TBA |
Георгий Зелинский
Спартак Мишулин |
Творческое объединение «Экран», Центральное телевидение | 31 декабря 1969 |
4–3 | TBA |
Георгий Зелинский
Спартак Мишулин |
Творческое объединение «Экран», Центральное телевидение | ? |
Пани Люцина при помощи пана Директора пристраивает своих родственников в трест. | ||||
5 | TBA | Георгий Зелинский | Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ | 1970 |
Встреча с постоянными посетителями кабачка «13 стульев», которые отмечают выпуск новой продукции треста — музыкальных тазов. | ||||
6 | TBA | Георгий Зелинский | Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ | 1973 |
Встреча с постоянными посетителями кабачка «13 стульев», которые решили выяснить, как начинался «Кабачок» 7 лет назад. | ||||
7 | TBA | Георгий Зелинский | Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ | 8 марта 1978 |
Праздничный выпуск в «Кабачке «13 стульев»» посвящён Международному Женскому Дню 8 Марта . | ||||
8 | TBA | Сергей Евлахишвили | Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ | май 1978 |
Очередной выпуск состоит из миниатюр, которые объединёны единым драматическим ходом — женитьбой пана Директора. | ||||
9 | TBA | Роман Виктюк | Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ | сентябрь 1978 |
Завсегдатаи кабачка пытаются расстроить свадьбу пана Директора. | ||||
10 | TBA | Георгий Зелинский | Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ | ноябрь 1979 |
Очередная встреча завсегдатаев кабачка в преддверии праздника Великой Октябрьской Социалистической революции . | ||||
11 | TBA | Георгий Зелинский | Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ | сентябрь 1980 |
Посетители кабачка накануне начинающегося учебного года делятся впечатлениями о прошедших летних отпусках. |
Сохранился также выпуск 1973 года, в котором завсегдатаи «Кабачка» (пан Директор, пан Вотруба, пан Гималайский, пани Каролинка, пани Моника, пан Профессор и пан Спортсмен) поздравляют театр имени Моссовета с 50-летием.