Береговое (Ялта)
- 1 year ago
- 0
- 0
Берегово́е (до 1960-х годов - Кастро́поль ; укр. Берегове , крымскотат. Kastropol, Кастрополь ) — посёлок городского типа в Крыму , входит в состав городского округа Ялта ( Симеизского поселкового совета Ялтинского горсовета ).
1979 | 1989 | 2001 | 2009 | 2010 | 2011 |
---|---|---|---|---|---|
922 | ↘ 809 | ↘ 519 | ↘ 501 | ↗ 502 | ↘ 497 |
2012 | 2013 | 2014 | 2016 | ||
↘ 494 | ↘ 487 | ↘ 374 | ↗ 390 |
Всеукраинская перепись 2001 года показала следующее распределение по носителям языка
Язык | Процент |
---|---|
русский | 77,2 |
украинский | 21,76 |
другие | 0,63 |
На 2020 год в Береговом числится 3 улицы: Кастропольская, Кипарисная и Ленина , действуют ФАП , отделение почты ; на 2009 год, по данным поссовета, посёлок занимал площадь 26,9 гектара на которой проживало 523 человека .
Расположен на южном берегу Крыма , на берегу Чёрного моря , в 10,5 км на запад от Симеиза между посёлком городского типа Парковое ( В ) и посёлком Олива ( З ) , в 35 км западнее Ялты (по шоссе) , высота центра над уровнем моря — 77 м . Транспортное сообщение осуществляется по региональной автодороге 35К-002 Севастополь — Ялта (по украинской классификации — Н-19 ).
Курортная местность защищена Главной грядой Крымских гор от холодных северо-восточных и северных ветров. Богатая естественная растительность (хвойные и лиственные породы) сочетается с парковыми насаждениями; преобладают вечнозелёные деревья и кустарники.
Посёлок разделён на две исторически сформировавшиеся части: Верхний Кастрополь , расположенный западнее, и Нижний Кастрополь или просто Кастрополь, расположенный восточнее.
В Верхнем Кастрополе находится жилая одноэтажная усадебная застройка , православный храм 2010 года постройки, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери .
Ниже уровня построек Верхнего Кастрополя над морем расположена скала Ифигения — горный массив высотой 120 м и длиной по урезу моря 450 метров. Название скалы связано с мифом об Ифигении в Тавриде и присвоено скале владельцем имения Н. Н. Демидовым в 1820-х годах.
На месте поселка до конца XVIII века существовало греческое селение Кастропуло ( греч. Καστρόπουλο — «крепостенка», «укрепленьице» ). Очевидно, оно получило своё название от византийского укрепления XI века, следы которого были обнаружены естествоиспытателем П. Кеппеном и археологической разведкой 1968 года в районе скалы Ифигения. Также существует мнение, что в названии Кастропуло отразилось греческое переосмысление таврского слова *pula — «город» .
Согласно легендам, записанным у местных жителей в конце XIX века, до создания крепости, ориентировочно в VII—X веках, близ скалы Ифигения располагался православный монастырь . Та же легенда утверждала, что монастырь посвящался памяти мучеников , распятых на данной скале для устрашения мореплавателей около III в. н. э. римскими властями во время гонений на христиан . До сих пор не найдено документальных и материальных подтверждений этой легенды. Однако именно она послужила основанием для возведения ныне существующего креста на вершине скалы Ифигения . В 1873 году крымский краевед Василий Кондараки писал:
Кастропуло — одно из лучших здесь имений по близости к морю, красоте местоположения и свойству земли для виноградников. Нет сомнения, что некогда здесь было довольно значительное поселение древних греков. Доказательством тому, кроме названия, означающего существование в нём крепости, служат замеченные академиком Кеппеном следы укрепления на скале, подходящей к самому морю и открытие в земле глиняных амфор или громадной величины кувшинов, в которых древние сохраняли свои вина. Жители бывшого татарского поселение Михалатки, ныне переселившиеся в Турцию, передавали мне, что по преданию, перешедшему к ним от отцев, Кастропуло оставлено греками в то время, когда совершился выход Христиан из Крымского ханства в Мариупольские степи; что поселение это было обширное до турецкого владычества на южном берегу, но впоследствии, когда турецкие аги начали обращаться с ними жестоко и препятствовать в свободном отправлении Богослужения, угнетенные не иначе могли молиться как в пещере и были рады при первой возможности оставить родину. По словам тех же татар, окрестности Кастропуло при греках были несравненно богаче разного рода растительностию и изобиловали хлебным зерном, которое в настоящее время не сеется здесь более. От них я узнал также, что пещера, служившая Храмом несчастным Христианам и до настоящого времени представляет следы, согласующиеся с преданием, и находится в скале против деревень Михалатки и Кучук-коя, отстоящих от Кастропуло в незначительном разстоянии .
На военно-топографической карте генерал-майора Мухина 1817 года обозначено ещё просто урочище Кастроп . В 1823 году имение Кастропуло приобрел представитель одной из богатейших семей России — Николай Никитич Демидов — с целью превращения его в «экономию» (обособленную хозяйственную единицу) экспериментально-виноградарского направления. В экономии за короткое время было высажено более 20 тысяч виноградных лоз французского и испанского происхождения, в склонах вырыты винные погреба, налажено массовое производство бочек.
После смерти Н. Н. Демидова (1828 год) Кастропуло являлось совместным имением его сыновей-меценатов — курского губернатора Павла Николаевича Демидова и Анатолия Николаевича Демидова (князя Сан-Донато) . В 1837 году Кастропуло посетила естествоведческая экспедиция Анатолия Демидова (группу ученых возглавлял профессор Парижской Горной школы Ф. Ле-Пле), оставившая краткое описание экономии . Именным указом Николая I от 23 марта (по старому стилю) 1838 года, 15 апреля был образован новый Ялтинский уезд и селение передали в состав Дерекойской волости . На карте 1842 года Кастрополь обозначен уже условным знаком «малая деревня», то есть, менее 5 дворов .
По разделу собственности Демидовых 1861 года Кастропуло отошло сыну П. Н. Демидова — Павлу Павловичу Демидову (князю Сан-Донато) , впоследствии киевскому городскому голове. Согласно «Списку населённых мест Таврической губернии по сведениям 1864 года» , составленному по результатам VIII ревизии 1864 года, Кастрополь — владельческая русская экономия, с 1 двором и 7 жителями, при ручье Куйме . На трёхверстовой карте 1865—1876 года отдельно, как мелкие селения, обозначены Кострополь и дача Демидова .
В 1873 году П. П. Демидов продал Кастропуло русскому дипломату барону Карлу Карловичу Толю , который передал имение своей дочери Маргарите (жена А. П. Извольского ). После этого название поселка Кастропуло было преобразовано в Кастрополь по аналогии с распространенными в южнорусском регионе городскими названиями греческого происхождения [ источник не указан 2852 дня ] . На верстовой карте 1889—1890 года на месте Берегового обозначена усадьба Нижний Кастрополь .
В 1882—1892 годах в имении Кастрополь баронессы М. К. Толль прожила последние годы жизни организатор одной из первых в России Общин сестер милосердия Марфа Сабинина ; здесь ею написаны автобиографические «Записки». В те же годы в Кастрополе часто бывала подруга и соратник М.Сабининой по делам благотворительности — фрейлина императорского двора баронесса . По инициативе М.Сабининой на средства Марии Фредерикс в Кастрополе был построен и освящен переносной православный храм (вскоре, однако, перенесенный по воле самих меценатов в Феодосию, где он послужил основанием для строительства Казанского собора ).
В начале XX века Кастрополь принадлежал московским инженерам Николаю и Дмитрию Первушиным (нынешний Нижний Кастрополь) и петербургскому владельцу прядильной и ткацкой фабрик Эдуарду Наполеоновичу Пельтцеру (нынешний Верхний Кастрополь). Имение Первушиных использовалось как доходный курорт открытого типа — на территории имения было выстроено 8 дач, сдававшихся всем желающим и объединённых развитой курортной инфраструктурой . Совладелец имения Д. Первушин поселился здесь и вплоть до революции служил управляющим собственного курортного предприятия.
Летом-осенью 1895 г. на одной из кастропольских дач Д. Первушина жил и работал в комиссии по борьбе с филлоксерой на местных виноградниках украинский писатель М. Коцюбинский .
С апреля по ноябрь 1903 года на кастропольских дачах Д. Первушина базировалась исследовательская партия во главе с Н. Гариным-Михайловским , которая разрабатывала маршрут южнобережной железной дороги. Одновременно Гарин-Михайловский работал здесь над своей повестью «Инженеры». В июле 1903 года в гостях у Гарина в Кастрополе несколько дней прожил писатель А. Куприн . Кастропольские изыскания Н. Гарина-Михайловского 1903 года положены в основу проекта новой автотрассы Севастополь — Ялта (построена в 1972 году).
На месте большей части усадьбы и парка имения Д. Первушина в 1924 году были созданы два санатория для учителей. В 1960 году они были объединены в пансионат «Кастрополь». Согласно Списку населённых пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года , в составе Кикинеизского сельсовета Ялтинского района, числились два хутора: Кастрополь с 19 дворами, из них 5 крестьянских, население составляло 36 человек, из них 32 русских, 31 крымский татарин, 1 украинец и Кастрополь Нижний (3 двора, 11 русских жителей) .
С Верхним Кастрополем связан эпизод Великой Отечественной войны . В декабре 1941 года здесь, на оккупированной немцами территории, десантировалась и действовала разведывательная группа матросов советского Черноморского флота под командованием мичмана Ф.Волончука . В память об этом рейде на склоноукрепляющем откосе автодороги Ялта — Севастополь вблизи поворота на Нижний Кастрополь в мае 1978 г. установлена мемориальная доска.
В 1944 году, после освобождения Крыма от фашистов, согласно постановлению ГКО № 5859 от 11 мая 1944 года, 18 мая крымские татары были депортированы в Среднюю Азию . С 25 июня 1946 года селение в составе Крымской области РСФСР , а 26 апреля 1954 года Крымская область была передана из состава РСФСР в состав УССР . Время переименования Кастрополя в Береговое пока не установлено: на 15 июня 1960 года посёлок уже числился в Оползневский сельсовете под новым названием , на 1 января 1968 года уже в Симеизском . В 1971 году Береговому присвоен статус посёлок городского типа . С 12 февраля 1991 года селение в восстановленной Крымской АССР .
Мягкий климат средиземноморского типа существенно не отличается от климата
Ялты
(см. также в ст.
Южный берег Крыма
и
Симеиз
). Природно-климатические условия благоприятны для проведения климатотерапии хронических заболеваний органов дыхания, функциональных заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем, и для климатопрофилактики. Пляж из мелкой гальки и песка (длина ок. 2 км) удобен для проведения
талассотерапии
.
Функционируют пансионаты «Кастрополь», «Криворожский горняк»; строится санаторный комплекс.
Проезд к Береговому возможен по двум спускам-серпантинам, примыкающим к автотрассе Севастополь — Ялта . Повороты на эти серпантины расположены за 51 и 53 км от железнодорожной станции Севастополь (соответственно 34 и 32 км от автостанции Ялта ). Оба поворота на Кастрополь связаны с Ялтой, Севастополем и Симферополем автобусным сообщением. При этом в автобусных кассах название Береговое не используется (остановочные пункты называются Верхний и Нижний Кастрополь, первый из них ближе к Севастополю, второй — ближе к Ялте).
До самого поселка регулярный транспорт не ходит.
В летний сезон действуют ежедневные туристические маршруты морских катеров, стартующие с причала пансионата «Кастрополь» или заходящие на него, направленные к мысу Айя и другим достопримечательностям Южного берега Крыма.
В Верхнем Кастрополе витки автодороги-серпантина пешеходы могут сократить по плохо сохранившейся многопролетной лестнице 1960 года постройки. В прошлом лестница вела к берегу моря у скалы Ифигения. Ныне остатки нижнего пролёта лестницы упираются в забор частной территории, расположенной под скалой.